Зимний день в Оленьих Ручьях

Раннее утро, за окнами трещит 30 градусный мороз, под одеялом тепло и уютно. Вспоминаю, что вчера мы договорились идти в поход в природный парк «Оленьи ручьи». Через 20 минут мои друзья заедут за мной, надо вставать, одеваться выходить на мороз, из теплой постели — это кажется невозможным. Минут пять осознание долга борется с ленью, в конце борьбы я почти просыпаюсь и понимаю, что на чай времени может и не остаться, и со вздохом встаю.
Оленьи ручьи – красивое и мелодичное название природный парк получил в 1999г., когда на его скалах были найдены рисунки древнего человека – на рисунках были изображены олени. А по территории парка, протекает река Серга, один ее берег крутой и скалистый, другой низкий и пологий, и с обеих берегов наполняют Сергу водой звонкие прозрачные ручьи.
Места в парке исторические, первые люди начали селиться здесь очень давно около 14 тыс. лет назад и живут в окрестностях парка до сих пор, что не удивительно, т.к. жить здесь хорошо.
В начальную точку нашего маршрута – деревню Аракаево — приехали на рассвете. Всего нас 6 человек. Наш «предводитель» Саша – он хорошо ориентируется в парке – поэтому мы не боимся заблудиться, кроме того, у нас есть рация и связь с дежурным по парку, каждые 2 часа мы будем выходить на связь и просить нас спасти — шутка Кирилла – это 2-й участник нашего похода, в сложных ситуациях он начинает шутить и всем сразу становится легче. Костя, Юля, Паша и Андрей (это я) – поехали потому что им очень захотелось зимы и показалось заманчивым побродить по безлюдному зимнему лесу. Идея пройти Оленьи Ручьи от Аракаево до Бажуково пришла к Саше, он ее развил до того, что планирует создать на основе нашего похода маршрут, поэтому в данном случае мы «первопроходцы».
Холодно, в деревне тихо, из труб вьется дымок, он пахнет березовыми дровами. Белый снег под ногами, белый снег вокруг нас, белыми снежинками наполнен воздух, а над головой белое небо и лишь темная полоска леса впереди помогает ориентироваться в этом зимнем мире. Но если оглядеться вокруг по внимательнее, то начинаешь различать множество оттенков белого, и тогда ощущение однообразия пропадает, и все наполняется жизнью и смыслом.
Входим в зимний лес. Тихий воздух потрескивает на морозе… нас окружает сказочная тишина, только наши голоса и скрип валенок разбивают это безмолвие. Я вслушиваюсь в тишину и начинаю различать звуки: вот шорох – это дерево уронило на землю белую шапку снега, вот чуть слышный свист – это какая-то птица предупреждает лес о нашем приходе.
Наша первая остановка — пещера Аракаево. Пещера расположена в скале, спуск в нее очень крутой, поэтому спускаемся по веревке. В пещере тепло, и сухо. У входа причудливыми узорами легла изморозь. На сводах спят вверх ногами летучие мыши, их пушистая шерстка блестит в свете фонарей, они попискивают во сне и широко зевают. Здесь, в Аракаевской пещере, ежегодно зимует крупнейшая на Среднем Урале колония летучих мышей. Сейчас, им, наверное, снятся сны о лете.
Около каждой достопримечательности оборудованы специальные места для стоянок. На каждой такой стоянке есть место для костра, стол и скамейки, мы на скамейки не садимся, потому что сидеть в –30 за деревянным столом на деревянной скамейке удовольствие сомнительное. Побродив по лесу, я не смог найти дров для костра, вернее нашел сырые коряги, которые только дымили, но гореть отказывались. Саша сказал, что данный маршрут не пользуется популярностью, поэтому дрова сюда завозят редко.
Снег по колено, пушистый и мягкий, так здорово идти по нему, он скрипит под ногами, падает тонкой пылью с веток, в лучах солнца снежинки кажутся золотыми.
Но все-таки идти по глубокому снегу без тропинок тяжело, поэтому впереди идут самые здоровые и крепкие из нас – своими огромными валенками они пробивают тропу для менее крепких, но, даже не смотря на это мы часто останавливаемся, что бы отдохнуть. За час проходим 1-2 км, а нам нужно пройти 15-20 км. Простые подсчеты показывают, что при таком темпе дойти до Бажуково сегодня не получится, поэтому спускаемся со скалистого берега к Серге и выходим на лед, на нем почти нет снега. Несмотря на сильный мороз во многих местах видны промоины, в них журчит темная вода, под ней видно галечное дно. Зимой река мелеет, но провалиться все равно страшно. Растягиваем на льду 20-ти метровую веревку и на расстоянии 3 м друг от друга цепочкой идем по реке. Костя проваливается обеими ногами, по щиколотку. Говорит «ничего страшного» и идет дальше, мы все беспокоимся за него (особенно Юля) и через каждые 2 минуты спрашиваем, как он себя чувствует, через 10 минут это ему надоедает и он перестает отвечать – видимо у него все хорошо.
По льду идти легко, снег не глубокий – 5-7 см. Можно смотреть по сторонам и вверх. Когда мы шли по лесу в основном смотрели себе под ноги, а теперь я смотрю вверх на высокие берега, лес, скалы, небо и от огромного пространства даже немного кружится голова.
Серга — река очень извилистая, она как будто разворачивается перед нами, открывается то один берег, то другой. Местами берега отвесные и тогда кажется, что идешь по ущелью. Зимнее солнце освещает нас, огромные сосны и ели на скалах поседели от мороза. Темно-зеленый с проседью цвет очень идет этому лесу, он как бы подчеркивает древность этих мест. У нас тоже на воротниках, шапках и щеках от дыхания появился белый иней.
Привал. Устраиваемся в сугробах, обедаем бутербродами с горячим чаем, я открываю банку фасоли, она тут же замерзает и буквально на глазах превращается в лед. Грызть замерзшую фасоль рискую только я.
Вдруг в тишине мы слышим приближающийся рев двигателей — 9 снегоходов, на большой скорости друг за другом проносятся по реке, смотрят на нас с удивлением, мы машем им, они машут нам в ответ, все левой рукой, правая держит газ, останавливаться им нельзя, снегоходы тяжелые и могут провалиться под лед, только скорость делает их легкими на тонком льду. По их следам идти легче, видно где свежие следы пропитались водой – эти места мы обходим, иногда приходится даже выходить на берег.
Подходим к скале Писаница, две тысячи лет назад неизвестный охотник нарисовал на этой скале оленей – долго ищем рисунок взглядами, Саша показывает его нам – древние олени похожи на маленьких паучков, даже не верится что 2000 лет назад олени были такими. Скалу освещает закатное зимнее солнце. Солнечный свет делает гору оранжево-золотой, снег тоже становится золотым. Зимний солнечный свет очень нежный и робкий, хочется поймать и вобрать в себя каждый лучик. Скала на закате выглядит завораживающе-прекрасной можно часами смотреть на нее – не удивительно, что древний охотник выбрал для выставки своих картин именно ее, все-таки у него был настоящий художественный вкус.
Со льда поднимаемся в гору, по узкой заваленной снегом лестнице. Уютно расположившись на скале в мягких сугробах, делаем еще один привал. Вид со скалы, можно созерцать бесконечно. Сквозь солнечный свет и снежную пыль мы видим поворот реки, заснеженные леса, правый низкий берег, по которому идет одинокий человек с авоськой. Кто он и как здесь оказался – нам непонятно. Саша по рации передает информацию о неведомом человеке на базу. Мы сидим долго, постепенно солнечный свет начинает терять свою золотую силу и становится розовым, тени удлиняются, нам пора идти дальше.
На тропе около обрыва одновременно слышим отдаленный рык. Останавливаемся и долго слушаем тишину, но больше ни звука. Саша говорит, что в нескольких километрах от сюда залег на зиму медведь, возможно, кто-то потревожил его сон, и он пошел разбираться со всеми кто попадет под руку или под тяжелую лапу. Я очень хорошо его понимаю, т.к. сам очень не люблю, когда меня будят посреди ночи. Из средств самообороны у нас только столовый нож, для бутербродов, даже мягкие бутерброды им можно разрезать только с третьей попытки. Саша инструктирует нас: если увидим медведя, то без паники медленно отходим к обрыву, спускаемся по скале вниз, у медведя лапы не предназначены для лазания по скалам и он не полезет за нами (я смотрю на Юлю и думаю, что она тоже не предназначена для лазания по скалам), потом переходим по льду на другой берег, лед в этом месте медведя не выдержит, и он за нами не пойдет. Всем страшно, даже Кирилл перестал шутить. Идем тихо, прислушиваясь к каждому шороху, и вдруг громко, на весь лес, у меня в рюкзаке звенит телефон, включилось напоминание о каком-то очень далеком (как будто из другого мира) и в данной ситуации совершенно не важном для меня деле. Что бы достать телефон, нужно остановиться, снять рюкзак, открыть его, замерзшими руками найти там этот аппарат … так мы и шли под мелодичные переливы музыки, каждые 5 мин. телефон включался на 1 минуту. Кирилл предложил оставить меня на съедение медведю, но я думаю, а вдруг звук телефона как раз и отпугнул его.
Спускаемся в пойму реки и проходим под высоко натянутым стальным тросом – это канатная дорога. Со скалы правого берега трос переброшен на левый низкий берег. Саша рассказывает, что когда со специальным роликом и страховкой отчаянные головы летят по канату вниз – дух захватывает. У нас ролика нет, поэтому все, что мы можем – ловим канат длинным шестом с крюком на конце, притягиваем его вниз и подкидываем к нему Юлю, она взлетает высоко-высоко и громко-громко визжит, ей и страшно и весело, лес отвечает ей многоголосым эхом, мы ловим ее внизу и опять подкидываем.
Дальше на нашем пути Висячий мост. Через Сергу построен висячий мост, он держится на толстых стальных канатах, он раскачивается и сквозь редкие ступени шапками вниз срывается снег, видно как снег превращается в пургу которая далеко-далеко внизу медленно садится на лед. От высоты кружится голова, крепче держусь за поручни обеими руками и, стараясь не раскачивать мост, быстрее иду к твердой земле. Прямо на берегу, напротив моста есть пенек, с которого удобно наблюдать, как по мосту идут остальные. По тому, как человек идет по мосту можно описать основные черты его характера. Например, Кирилл (он идет за мной), идет бравируя (хочет показать какой он смелый), хотя самому страшно даже смотреть вниз. Или вот Костя: аккуратно ставит ноги на планки моста …
К сожалению, понаблюдать, как идут по мосту остальные товарищи я не смог, так как Кирилл, с разбойничьим криком «Подвинься!!!» спихнул меня в сугроб, и пока пыхтя от возмущения, я барахтался в снегу, пытаясь вскарабкаться на пенек, вся наша команда уже перешла мост.
Огромная скала поднимается из реки, перед нами. Под ней образовалась арка, летом здесь крутятся водовороты, а сейчас можно спокойно пройти через нее по льду. Лед голый и прозрачный, по пузырькам, быстро проносящимся под ногами, мы видим какое стремительное течение у Серги. И тем контрастнее становится неподвижная немая скала над нами — если отойти от нее подальше, то можно увидеть очертания лошадиной головы опущенной в воду, как будто лошадка пришла сюда попить воды, да так и осталась здесь навечно. Удивительно, что до сих пор никто не придумал лошади имя, и все называют ее просто — Пьющая лошадь.
Мы идем дальше и видим, что на изгибе реки, на скале установлена маленькая фигурка. На стенде рядом с ней написано, что это статуя Ангела Доброй Надежды. Таких ангелов всего 7 на земном шаре. Остальные расположены в Австралии, Канаде, Перу, республике Вануату (в южной части Тихого океана), африканской республике Мали, а также на Гавайских островах.… Ангелы сделаны руками детей…
7 Ангелов должны обнять нашу планету и защитить ее и всех нас от страха и катастроф. Эта идея пришла к шведской художнице Лене Эдвалл и она воплотила ее в жизнь. Ангелы были одновременно установлены в полдень 17 сентября 2005 года. На решение организаторов проекта установить ангела в Свердловской области повлиял факт географического расположения региона — на границе Европы и Азии.
Какой-то недобрый человек, а может и не человек (шутит Кирилл), отломал скульптуре голову, но ее благополучно нашли и приделали обратно, только тонкий шрам напоминает о том, что нехороших людей еще много на белом свете. У Ангела можно загадывать желания. Здесь на скамейках мы устраиваем последний привал: допиваем остывший чай и доедаем замерзшие бутерброды. Дальше наш путь лежит вверх. По крутой лестнице поднимаемся между скалами Всех Влюбленных. Под ними обязательно нужно поцеловаться тем, кто любит друг друга. Костя и Юля радостно целуются, смотря на них, даже забываешь, что они уже давно женаты.
Незаметно в лесу темнеет. Блеск солнца гаснет, гаснет его отблеск в высоких облаках, они тают от первого холодного света звезд. Звезды становятся ярче с каждой минутой. Их становится все больше и больше в ночном небе. Сосны играют со звездами в жмурки – они прячут их в своих высоких кронах, но игра не получается, звезды вдруг часто и ярко вспыхивают сквозь хвою.
В темноте нет четкости, все размыто. Фантазия дополняет зрение и начинает работать в полную силу, представляя сказочных существ и древние времена, и вот уже кажется, что мы затерялись в бескрайних лесах неведомой планеты и может произойти все что угодно, но обязательно доброе и интересное вот-вот из-за деревьев выйдет добрый волшебник или фея …
Я смотрю вверх и вижу, как над лесом всходит полная луна, ее синий свет заливает сугробы, как будто мы идем по темной воде, только она не булькает, а скрипит под ногами, в общем-то, так оно и есть – снег это та же вода, только замерзшая. А мы идем и идем по ночному лесу и вот наконец-то сугробы кончились и под ногами появилась натоптанная тропинка – это говорит о том, что мы приближаемся к цивилизации и это придает нам силы. И вот после поворота вдалеке между деревьями, появились неясные огоньки. Саша сообщает, что это Бажуково – это тепло, отдых, горячий чай и может быть даже русская печь. И мы как лошади почувствовавшие близость к дому прибавляем шаг, начинаем говорить веселее и в полный голос и нам уже не страшен ночной лес и холодная ночь.
Машины мы оставили в Аракаево, поэтому Саша и Костя уезжают за ними. Я не завидую Косте – мы здесь в тепле отдыхаем, глаза слипаются от усталости, руки, ноги и лицо горят после мороза, пригревшись у печи не хочется даже двигаться, а нашим водителям нужно ехать через эту темную и холодную ночь, искать машины, мерзнуть, заводить и прогревать их, потом ехать за нами, а потом еще и вести их до Екатеринбурга по заснеженной трассе, где прыгает свет встречных машин и в лобовое стекло быстро летит крупный снег, а ровный гул двигателя, спокойная зеленая подсветка приборов, тепло от автомобильной печки и мягкие толчки на неровностях дороги усыпляют.
Не смотря на усталость, мне очень хочется вернуться и я думаю, что это обязательно получится, потому что Оленьи ручьи всегда рады и новым гостям, и старым знакомым, и встретив меня снова, елочки приветливо улыбнутся и дружески похлопают меня по плечам заснеженными лапами, снег привычно ляжет мягкими сугробами в ногах, а озорные звезды опять будут играть со мною в прятки …
— кажется, я засыпаю и мне снится наше сказочное путешествие по снежным лесам одного из самых красивых парков Урала.