Ликийская тропа. Ночь у лодочная пристани.

Бухту Уфакедери мы покинули рано. Тропа вела нас через камни и колючий кустарник, пряталась в лес и выбегала на открытые поляны, красные от сухой, растрескавшейся земли. Мы проходили мимо садов, где турки-крестьяне возделывали оливу, и тщетно искали гранатовые деревья. Гранат казался нам вожделенным плодом, который снимет усталость и добавит бодрости. Тропа, между тем, оторвала нас от моря и потянулась в гору к древнему городу Апполония. Среди козьих троп и возделанных террас мы теряли метки, пока не пристроились к старой дороге, которая, очевидно, была выложена еще в византийскую эпоху и соединяла морское побережье с городами в горах. В это время в лесу начали стрелять. Выстрелы мы слышали еще и раньше и не придавали им особенное значение. Подумаешь, какие-то деревенские парни гоняют птиц или кабанов. Но в этот раз выстрелы звучали так близко, что я спиной стал чувствовать, как где-то рядом с нами по деревьям и скалам бьет дробь. Стреляли звучно, часто и почти очередями. Мы слышали голоса охотников, перекликавшихся друг с другом. В ответ я стал орать и петь песни, чтобы в азарте охоты нас не приняли за кабанов или куропаток и не вогнали под кожу порцию свинца. Признаться, когда находишься под обстрелом, ощущения тебя преследуют скверные — нет никакого перехода между тишиной и выстрелом, между полной жизнью и ранением. Мы в буквальном смысле взяли руки в ноги и стали улепетывать с места «побоища» и охотничьего угара. Метки Ликийской тропы вывели нас на проселочную дорогу к деревне Богачик. Не успели мы пройти и ста метров по дороге, как нам навстречу попалось «подкрепление», спешившее на помощь охотникам. Вначале проехал турок на мотоцикле с внушительным «карамультуком» за спиной. За ним промчались несколько суровых мужиков на тракторе. Они везли с собой огромную пустую тележку, и для меня до сих пор остается загадкой, на какого же фантастического зверя велась в тот день облава.

После небольшой адреналиновой встряски в лесу деревня Богачик по контрасту встретила нас сонным спокойствием. Костя остался сторожить рюкзаки, а я пошел в люди оттачивать дипломатические навыки. В единственном местном пансионе за небольшую денежку я сторговал нам питьевой воды, помидоров, хлеба и гранат. Был уже полдень. Импровизированный обед застал нас почти у подножья горы, где лежали руины Апполонии. Все отчеты говорили, что город сильно зарос и большого интереса не представляет. Было жарко, лезть в гору нам не хотелось, и мы покатились по тропе вниз к развалинам города Аперлае.

Вначале мы увидели темное, грязное море, втиснутое в узкий залив. Из залива спешно уходили яхты. Сильный ветер гнал их прочь, как лиса зайцев, по пенистой водной равнине. Затем справа от нас потянулась крепостная стена, которая закончилась рядом ликийских гробниц. Вытесанные из камня, грубой, почти небрежной формы древние саркофаги разительно отличались от изящных гробниц с барельефами, которые мы видели в Ксантосе. Очевидно, это были рядовые захоронения, которым налет и седина времени добавили респектабельности и уважения. Мы сделали несколько обязательных в таком случае снимков и пошли к «фиолетовому дому», о котором нам твердила навязчивая реклама на камнях.

Кэмпинг у «фиолетового дома» был похож на старый замок, дни величия которого давно прошли. Запустение и безлюдье царили здесь. Старые скамейки, старые подушки, потрепанные пологи от солнца, облетевшие цветы и собаки на привязи — все это нагоняло тоску, как и сильный ветер, дующий дул с моря. Равнодушный хозяин предложил нам заночевать и назвал цену за бутылку питьевой воды. Цена послужила последней каплей, решившей все наши сомненья. Мы пошли дальше к «лодочному дому», который прятался на другом краю мыса. Путь в три километра был похож на взлетно-посадочную полосу из-за массивных знаков Ликийской тропы, которые были нарисованы краской на всех более менее крупных предметах вдоль дороги. Очевидно, между «фиолетовым» и «лодочным» домами существовала жесткая конкуренция и вражда, как в знаменитой трагедии Шекспира. Времена настали тяжелые, мир погрузился в пучину финансового кризиса и в этой борьбе все средства были хороши. Любым способом кэмпинги заманивали туристов к себе. Ликийская тропа здесь раздваивалась и терялась в омуте человеческой предприимчивости.

В «лодочном» доме нас встретил турок, который прекрасно говорил по-английски. Он предложил разместиться бесплатно и не возражал, если мы будем готовить свою еду. Кэмпинг лежал на маленьком пятачке земли между лесом и заливом, выходящим в деревню Учагиз. Его открытая веранда-столовая была построена на сваях над водой, а в заливе стояло на рейде несколько богатых яхт. Море отливало бирюзой и было совсем не прозрачным из-за повышенной солености воды. Мы поставили палатку, внимательно оценили гранатовые деревья, которые росли рядом с нами, и полезли изображать северных тюленей в теплых морях. Очень скоро стало ясно, что вода в этом месте обладает эффектом Мертвого моря. Она выталкивала тело на поверхность и Костя просто лежал на воде, раскинув руки. Как человек более занудливый я сделал положенное количество гребков для здоровья и тренировки, и вслед за Костей расслабился на морской поверхности. Покачивание на волнах смывает все мысли и усталость.

С веранды на нас с интересом поглядывал владелец ближайшей яхты. Он громко разговаривал с хозяином, явно привлекал к себе внимание и хвастался своими успехами в бизнесе. Вскоре к ним присоединилась норвежская пара с другой яхты. Вдруг, в соседнем лесу прогремела чреда выстрелов. Мы с Костей уже привыкли к такой «перестрелке». Она сопровождала все наши утренние лесные переходы. Для иностранцев перестрелка стала полной неожиданностью. Хозяин-турок неловко пошутил, что не стоит волноваться — это турецкое ополчение отбивает нападение сирийских повстанцев. Иностранцы побледнели, турок сразу понял свою оплошность и стал извинятся. Мы с Костей переглянулись: «бедняжки» — богатство приятная, лишающая сна и спокойствия сила.

Ближе к вечеру мне пришла в голову идея, что мы могли бы попробовать турецкую кухню и поужинать на веранде. Костя идею поддержал — есть расходы, которые добавляют толику необычных впечатлений в путешествие и на них не стоит экономить. Мы обговорили с хозяином меню и договорились на семь часов. Когда стрелка часов стала приближаться к назначенному сроку, к пирсу пристала роскошная прогулочная яхта и с нее на берег вышли леди и джентльмены в костюмах англичан, путешествующих по «пампасам». На столах в открытой столовой уже романтично горели свечи и были расставлены приборы. Нам с Костей выдели место с краю у воды. Далеко перед нами на краю неба и моря горели огни деревни Учагиз. Яхт в заливе стало больше и в темноте они зажгли сигнальные фонарики на мачтах, которые покачивались в такт волнам. Еду нам подали сразу. Иностранцев между тем мариновали ожиданием шашлыка. Наша тушенная фасоль с овощами удалась на славу. Мы неторопливо ели и наблюдали за туристами, которые разбились на группки, и ухватившись за бокал с вином, как за спасительный якорь, играли в привычную светскую игру — «найдем общих знакомых». Иногда на нас бросали торопливый взгляд, стараясь определить наш социальный статус. Мы важно хранили молчанье и с довольным видом уплетали второе блюдо — обжаренный толстыми ломтиками картофель. Вечер удался на славу.