Три часа в Ницце

Три часа в жизни человека – это немного, всего каких-то 18 000 шагов или 9 километров неспешной и размеренной прогулки. Если мы попали в незнакомый город и у нас есть всего три часа, чтобы побродить по его улочкам, заглянуть в музеи, попить кофе и отведать местный сэндвич, то все наши усилия будут внутри этой девятикилометровой линии. Я понимаю, что у каждого свой вкус и свои предпочтения, и постараюсь поделиться собственным опытом. Уже после поездки, внимательно изучив литературу по Ницце, я понял, что в своей прогулке прошел мимо большинства самых важных мест в городе, но, как получилось…

Ницца известна своими променадами вдоль береговой линии Средиземного моря, карнавалом и чудной зимней погодой, которая привлекает людей из менее благополучного климата Северной и Восточной Европы. Все здесь говорит о радости жизни — зелень тропических растений, оранжевое чудо апельсиновых деревьев в январе, волнующий запах моря и ласковые лучи солнца. Изломанный скалистый берег не дает взгляду скучать и беспокоит его очертаниями яхт в уединенных бухтах и великолепными виллами, прилепившимися к черте моря. Приморские города созданы для неспешных прогулок вдоль набегающих на берег волн мимо первоклассных отелей и дорогих магазинов. Ницца отвечает этому критерию вдвойне.

Лучше всего прогулку по старой части города начать от здания Оперы. Оно хорошо заметно с пешеходной дорожки вдоль моря и служит окончанием треугольника, в который заключен исторический центр Ниццы. Опера в Ницце была построена в конце XIX века и первое представление здесь дали по произведению Верди. Хотя по красоте и отделке фасада она не может поспорить со своими сестрами в Монако и Одессе, но выглядит здание симпатично и гармонично вписывается в архитектурный стиль окружающих домов. Старый город в своем нынешнем состоянии был застроен в XVIII веке с вкраплениями храмов, относящихся к более ранним эпохам. Прогулки по нему интересны утром, когда жители Ниццы еще не проснулись, на улицах не царит толчея, а магазинчики и кафе только начинают свою работу. Утром оживление охватывает открытый рынок на площади Шарля Феликса. Он тянется параллельно линии пляжа, скрываясь за сплошными рядами домов. Рыночные торговцы цедры на похвалы своему товару, улыбаются прохожим и зазывают покупателей. Здесь можно найти душистое французское мыло, восточные пряности, изделия из дерева и керамики, мед и чай. От здания Оперы мы пойдем мимо прилавков, где продают фрукты, сыры, овощи и выпечку до желтого дома социальной службы, повернем налево и углубимся в лабиринт узких улиц.

Высокие дома буквально прижимаются друг к другу и соседи на верхних этажах по утрам вполне могут обмениваться утренними газетами или брать взаймы соль, сахар или спички прямо через улицу. Первые этажи в исторических кварталах выглядят неприветливо – толстые двери и плотные ставни на окнах надежно защищают доступ внутрь и предупреждают злоумышленников, что хозяева – люди решительные и готовы активно защищать свою жизнь и имущество. Когда-то по ночам дома превращались в неприступные крепости и с верхних этажей на головы грабителей вполне могли лететь тяжелые предметы и мушкетные пули. Два – три столетия назад никто не решался выставлять свое богатство, достаток и процветание наружу. Раздраженная чернь вполне могла избить владельца и отнять нажитое непосильным трудом. Только в цивилизованные эпохи люди привыкли полагаться на закон, порядок и полицию, которые неусыпно берегут чужую собственность. Тогда в моду вошли изящные виллы, невысокие кованые заборы и сады для прогулок. Во времена авантюристов, пиратских набегов и городских банд избыток, роскошь и изящество скрывались внутри холодных и бездушных стен. Самый яркий пример тому – дворец семьи Ласкарисов.

Внешне он ничем не похож на дворец. На стене обычного городского дома висит табличка с убедительной надписью «дворец». Там же указаны часы работы, а вход внутрь закрывает солидная железная дверь. С аналогичным успехом на покосившийся забор деревенского дома в Центральной России можно было бы повесить табличку «вилла». Сомнения возникли у меня еще во время поисков, когда по пути я опрашивал местных жителей. Они пожимали плечами и говорили, что не знают такое здание. Как же — думал я, — это же дворец! Разве можно жить рядом роскошным особняком и не заметить его! Оказалось можно. Дворец открыт с 10 утра и вход в него свободный. В сомнительном переулке среди многоэтажных трущоб стоит шагнуть за порог, как сразу в первой зале взгляд натыкается на красочный фамильный герб, украшающий всю площадь потолка, и искусные барельефы и статуи нимф и ангелочков вдоль лестничных перил. Осмотр лучше всего начать с верхних этажей. Мы находимся внутри настоящего жилого дома, и на лестничных площадках может сложиться ощущение, что мы вот-вот ворвемся без спроса в чужую квартиру. Не смущайтесь, смело толкайте скрипучие деревянные двери и шагайте во внутренние залы. Во дворце собрана коллекция гобеленов, картин и музыкальных инструментов. Особенно хочется отметить миниатюрный орган и скрипки необычных форм, которым бы позавидовал любой бас-гитарист из современных рок-групп. Так и представляется, что элегантный молодой Ромео с каким-нибудь плюмажем на голове и массивной золотой серьгой в ухе завоевал сердце Джульетты на такой вот скрипке, исполняя серенаду в стиле средневекового рэпа или хип-хопа.

От дворца Ласкариса наше драгоценное количество шагов лучше всего потратить на обзорную площадку, которая расположена на вершине холма, где стоял средневековый замок, защищавший Ниццу от набегов и вторжений. Подъем к нему находится в двух – трех кварталах от дворца. Каменная лестница круто берет вверх и приведет нас на первую площадку, где слева можно осмотреть старое кладбище Ниццы. Торжественность, размах и искусство исполнения скульптурных групп на этом пятачке смерти вдавливает человека в землю и не дают ему забыть, что час его не вечен. Пяти минут достаточно, чтобы окинуть кладбище взглядом и немного пройти по мелкому хрустящему гравию мимо фамильных склепов. Обзорная площадка лежит выше. К ней ведет удобная асфальтовая дорога, но можно воспользоваться и лестницами. В этом случае мы сразу попадем к феерическому каскаду воды, который низвергается с высшей точки холма. Это искусственное сооружение, хотя и выглядит оно очень естественно. Нет сомнения, что в крепости был свой колодец, но не такого объема, чтобы драгоценную воду можно было сбрасывать вниз на забаву праздной публике. Водопад берет свое начало у основания панорамной площадки. Кажется, что вода изливается прямо из-под ног и вот-вот увлечет зазевавшегося зрителя с собой в бездну. Утром с вершины открывается чудный вид на лазурное море и город внизу. Солнце бьет в спину и делает узор улиц и красных крыш рельефным и очаровательным. Все достопримечательности старой Ниццы видны как на ладони и можно четко наметить и проследить свой маршрут к каждой из них. Если у Вас будет время, то на панораме стоит задержаться и понаблюдать, как над необъятным морем бесшумно парят в воздухе гигантские самолеты птицы, заходящие на посадку в аэропорт Ниццы.

От трех часов остается немного минут и надо поспешить. Мы вновь спускаемся в исторический центр города, но уже по другой лестнице, и выходим по узким улочкам к другой точке треугольника – площади Гарибальди. По дороге можно заглянуть в один из храмов или подкрепиться кофе и плюшкой в одном из многочисленных ресторанчиков, которые к этому времени уже проснулись и распахнули двери. Гарибальди вряд ли сыграл решающую, или «градообразующую» роль в жизни Ниццы, но потомки по заслугам оценили его подвиги в Италии и выделили ему в память целую площадь с фонтаном и внушительным монументом. Здесь начинается зеленый променад, который тянется параллельно береговой линии и отмечен колесом обозрения и прочими увеселениями. От площади Гарибальди, выбрав нужный нам бульвар Карабасель, мы пойдем в музей Марка Шагала. Музей расположен на холме и занимает просторное здание с примыкающим к нему садом. Нельзя сказать, что я большой любитель современного искусства и с удовольствием слежу за становлением этого треугольно цветастого и броского мира — мне ближе старые мастера и мюнхенская пинакотека. Но в музее Шагала есть несколько полотен на библейские сюжеты, которые заставляют притихнуть даже шумные стайки японских туристов. Остальные картины, видимо, не нашли во мне отклика на культурные аллюзии. В музее также интересен большой кинотеатр, где демонстрируют редкую хронику советских времен, которые служили фоном для творчества Марка Шагала. После посещения залов можно немного посидеть на свежем воздухе в саду на скамейке.

Если позволяет время, то можно спуститься вниз до авеню Жан Медисъен и поискать в переулках около Макдональдса православную церковь святых Николая и Александры. На фасаде очень яркая, запоминающаяся мозаика в византийском стиле. Вдоль авеню ходят трамваи и здесь же расположены основные супермаркеты Ниццы. Три часа прошли, время отправлять дальше.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Хорошо :) Мне понравилось про неприступные дома и роскошь внутренних покоев :) Не могу не отметить чудесный пассаж про «желтый дом социальной службы» :)))
avatar

Elena

  • 23 января 2012, 22:45
+
+1
Мне понравилось всё и про внутреннюю роскошь внешне незаметных старинных дворцов — тоже. Согласна с Леной и насчёт удачной фишки «жёлтого дома социальной службы». Посмеялась… Л.И.

P.S. На месте твоих работодателей я бы приплачивала тебе особо за весёлый (но тонкий!) рассказ и документальный фоторепортаж с ёрническим флёром:)), хорошая реклама для турагенств! Удачи! Л.И.
avatar

larisa

  • 14 февраля 2012, 14:13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.