Три часа в Берне

Вечер – не лучшее время для прогулки в Берне. Город, как акварель под воздействием влаги, теряет очертания и размывается в надвигающемся сумраке, и уже не спустишься к узким улочкам у воды и не пройдешь темными переулками, поглазеть на старые дома и башни. Хотя Берн и считается одним из самых безопасных городов мира, есть у меня какое-то предубеждение к прогулкам по вечерам. Сказывается, видимо, российский менталитет и вечная боязнь беззакония и бандитизма. Держался поэтому я на коротком поводке центральных улиц и остался с чувством незавершенности в душе и желанием вернуться.

Берн оказался для меня городом-загадкой. Если в других местах смысл существования очевиден и лежит на поверхности, например, в Ницце – это море, а в Баден-Бадене – горячие источники и курортное настроение, то в Берне он закопан также глубоко, как и золото в подвалах неказистых швейцарских банков. Берн не удается ухватить одним штрихом. Здесь нет на улицах привычного оживления по вечерам. Тротуары прячутся под нависающие козырьки арок и галерей, а люди теряются в подвалах, которые на первый взгляд человека чужого больше напоминают вход в наши погреба и хранилища с овощами, чем уютные кафе и пивные погребки. Вечером здесь можно встретить жуткие тени в неосвещенных переулках, навеянные самыми мрачными легендами средневековья. Днем это обычные городские фонтаны, а в сумерках их фигуры и персонажи латников и зверей искажаются и обретают ужасающий и зловещий вид. Город пуст и я не удивлюсь, если около полуночи по улицам пройдет ночная стража с копьями, а за городские ворота выскочит всадник на черном коне – вестник или алхимик.
Бернские фонтаны требуют особого внимания. Если у Вас есть три часа, то можно устроить настоящую фотоохоту за скульптурными группами и выследить все фонтаны до последнего. Список их можно найти у памятника почтовой службы, но лучше всего запастись планом города заранее и наметить предполагаемый маршрут. Такой квест и погоня за тайнами внесет в прогулку смысл и приведет Вас в самые необычные части старого Берна. Сам я пытался объять необъятное и просто бегал по городу в погоне за количеством, а не качеством впечатлений. В результате, у меня на фотоаппарате осталось несколько снимков фонтанов, но все они смешались в какую-то одну почти неразличимую фигуру и почти стерлись из памяти. Все, кроме одной. «Моисея со скрижалями» я повстречал уже поздно вечером около Бернского собора. Он смотрел строго и пламенно, а я робко присел на скамейку у журчащей из-под ног пророка воды и быстро шмыгнул в переулок, скрываясь от тяжести заповедей и вечных вопросов.

Более простую прогулку можно начать от памятника почтовой службе, который находится недалеко от здания Швейцарского банка. Рядом расположена смотровая площадка, с которой открывается чудный вид на предместья Берна. Если смотреть на город издалека, то в его архитектуре преобладает стремление вверх. Ни в одном другом городе не видел я столько шпилей, башен, колоколен и других заостренных крыш. В Берне так и сквозит индивидуальность, как будто каждый средневековый мастеровой или знатный горожанин стремился показать себя и залезть повыше, используя для своих амбиций архитектурные приемы. Видимо, дух свободы не очень вольготно чувствует себя среди плоских крыш наших хрущевок и многоэтажек. Слишком они укатаны в безликий гудрон и перемолоты в гомогенную аморфную массу. Памятник почтовой службе очень экзотичен. Пять гротескных фигур, олицетворяющие пять континентов, водят хоровод вокруг земного шара. На Западе странное отношение к памятникам. Нет у них нашего монументального соцреализма, где рабочий и колхозница похожи на самих себя и не таят за собой иного смысла, кроме очевидного. В Европе каждый памятник с подвохом. Мысль бесплодно бьется о слегка намеченное нечто, не в силах понять задумку художника и выделить в странных аллегориях основную идею.

От памятника лучшего всего пройти мимо вокзала до центральной улицы и по ней спуститься в зону супермаркетов и уютных магазинчиков. Старая часть города имеет достаточно регулярную застройку – улицы идут параллельно реке, а перпендикулярные проулки, как кольца на стволе дерева, отмечают рост Берна и расширение крепостных стен. По центру главной улицы расположились несколько фонтанов, а на балконах соседних домов можно увидеть ряд средневековых скульптур. В центральной части Берна меня не покидало чувство праздника. Редкие прохожие улыбались, витрины ярко сверкали, играла музыка, и на улице в январе было достаточно тепло, чтобы ходить без шапки и не думать о замерзших ногах.

Историческая часть Берна стоит уступами на склонах холма, который вписан, как вытянутый полуостров, в излучину реки. Если Вы не ищете деталей, а стремитесь к общим ярким впечатлениям, то лучше всего осматривать Берн с нескольких мостов. Они парят над рекой и домами внизу и высота с них завораживает. Невысокий бордюр отгораживает прохожего от бездны, где далеко под ногами едут маленькие машины и плавно течет вода. Мосты уведут Вас вдаль и с противоположного крутого берега историческая часть города видна как на ладони.

Еще в начале прогулки мне хотелось сразу осмотреть прославленный готический собор в Берне. Но какие-то пустые заботы и манящие двери супермаркетов отвлекали мое внимание и кружили бессмысленно по городу. В результате я попал к храму только впотьмах. Собор стоял на мрачной площади, которую освещал единственный тусклый фонарь. Видимо, уровень преступности в Берне до того низкий, что горожане не сочли нужным платить за лишнее уличное освещение. В темноте размеры собора казались невероятными и терялись где-то в высоте. Рассмотреть знаменитые статуи мне не удалось. Центральный вход оказался закрыт, но сквозь плотные ставни пробивались красные отблески света и доносились отголоски музыки. Дверь боковая поддалась с усилием. Внутри играл орган. На скамейках сидели юноши и девушки. Музыка вибрировала в воздухе, отражаясь от стен и стрельчатых сводов, властной рукой подхватывала чувства и бросала их вверх от земли. Я застыл на пороге и через несколько мгновений бочком, почти крадучись, прокрался вдоль стены внутрь. На меня никто не обратил внимания, и я скромно присел на деревянную скамейку в заднем ряду. Музыка была почти осязаемой, а внутреннее пространство собора веяло суровостью без изысков и украшений. Только голые каменные стены и сумрак под сводами. Концерт длился пятнадцать минут и закончился внезапно. Потом высоко над алтарной частью показался молодой священник, помахал молодежи рукой и слушатели, вдруг, очнулись, загалдели и потянулись к выходу.

В задумчивости от органной музыки я вышел из собора и услышал отголоски духового оркестра, который играл где-то около ратуши. На балконе стояли музыканты в военной форме, а внизу вход в ратушу охраняли два швейцарских гвардейца в национальной одежде и с алебардами в руках. Перед балконом собралась небольшая толпа зевак, рядом остановилась патрульная машины. Какой-то слегка подвыпивший швейцарский банкир в приличном деловом костюме попытался мне что-то объяснить. Я ничего не поняли, но закивал головой в знак согласия и все остались довольны. Оркестр исполнил еще две композиции, раскланялся и удалился с балкона. Площадь разом опустела и как-то незаметно сумрак сменила непроглядная ночь. До отъезда оставалось еще полчаса, и я решил потратить их на чашку кофе в Макдоналдсе.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Блеск!!!
avatar

larisa

  • 09 марта 2012, 14:45
+
+1
… и тень профессора Плейшнера в темном углу, поблескивая очками :-)

В таких условиях, связанных с прессом времени, интересно бывает наблюдать
балансирование противоположного: того, что принес с собой, и того, что смог унести.
avatar

Ludmila

  • 14 марта 2012, 19:39

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.