Непал 2002

Дневники хабаровского путешественника Сергея Иванова. На мой взгляд, они бесценный кладезь практической информации о поездках по Непалу, Индии и Камбоджи и будут полезны и познавательны для всех, кто собирается в эти страны.

НЕПАЛ 2002

февраля 2002 г., четверг
Начало долгожданного путешествия в Гималаи. Около 9 ч. утра Игорь, водитель гостиницы «Карат», подвез меня на микрогрузовике из Бычихи в Хабаровск. Заехав за СВ, к 10 ч. утра были уже в международном терминале Хабаровского аэропорта. Посадочные и таможенные формальности прошли быстро и без осложнений. Перед посадкой еще осталось время выпить по чашечке кофе. Вылет – в 11:15. В Сеуле была 3-часовая пересадка, ходили по магазинам в аэропорту и смотрели телевизор, настроенный на русский канал НТВ. Из Сеула на «Боинге-747» – около 5 часов лета в Бангкок. Прилетели часов в 9 вечера по местному времени. Около часа ушло на прохождение паспортно-визового контроля, получение багажа, обмен долларов на баты и пр. Оставив при себе маленькие рюкзаки, сдали большие рюкзаки до завтра в камеру хранения. Волновавший нас вопрос о ситуации в Непале (где было введено чрезвычайное положение в связи с вооруженными выступлениями маоистов) и особенно о том, не были ли введены ограничения на въезд в Непал для иностранцев, нам выяснить в аэропорту не удалось: офис авиакомпании «Ройял Непал», билеты которой были у нас на руках, уже закрылся, а справочная служба аэропорта ничего на могла ответить. Взяв от аэропорта такси за 600 бат (ок. 15 долларов) на двоих, через полчаса были в самом центре Бангкока, у центрального железнодорожного вокзала. Устроились в “Station Hotel”, сняв на ночь двухместный номер за 400 бат – без хорошего вида из окна и без горячей воды, зато с кондиционером, телефоном и несколькими гигантскими тараканами в туалете. Перед сном прогулялись по окрестностям вокзала и выпили на местном рыночке по банке пива.

22 февраля 2002 г., пятница
Встав с рассветом (из-за трехчасовой разницы с Хабаровском сделать это было нетрудно), совершили «утренний променад» по окраинам «чайна-тауна», недалеко от нашей гостиницы, позавтракали на рыночке жареной курятиной и часам к 9 утра вернулись в свой номер. Я сделал несколько телефонных звонков (в офис авиакомпании «Ройял Непал» и в посольство Непала) и выяснил, что никаких ограничений на посещение Непала иностранцами из-за чрезвычайного положения введено не было. Около 10:30 покинули свое временное пристанище и в 11:15 поехали на электричке в аэропорт. Никаких проблем при посадке в самолет не возникло. В «Боинге-757» кроме непальцев и тайцев летело человек 20-30 «бледнолицых». Полет длился немногим больше 3 часов.
Непальская экзотика началась уже в самолете, когда за полчаса до посадки по правому борту открылась впечатляющая панорама Гималайского хребта с торчащими из облаков снежными вершинами. Среди пиков-восьмитысячников выделялся своим темным цветом Эверест, за макушку которого «зацепилась» туча. Когда самолет заходил на посадку, в салоне объявили, что температура воздуха в Катманду – плюс 20 градусов (довольно прохладно по сравнению с Бангкоком, где было под тридцать), а местное время – 17:25, т. е. на 1 час 15 минут (!) меньше, чем в Бангкоке. Визовые формальности проскочили на удивление быстро, не прошло и получаса. Визы на пребывание в стране до 60 дней обошлись по 30 долларов. Как и предупреждали все путеводители, сразу же после выхода из аэропорта среди местных «извозчиков» началась активная борьба за клиентов. Мы сторговались с одним велорикшей за 300 рупий (1 доллар США = ок. 77 непальских рупий), чтобы он довез нас до гостиницы «Марко Поло». Из-за всеобщей двухдневной забастовки, объявленной по инициативе восставших маоистов, цены на такси резко подскочили: один из немногих таксистов, поджидавших пассажиров, не соглашался везти нас меньше, чем за 700 рупий, хотя обычная цена, согласно путеводителю, составляет в районе ста. Чрезвычайная ситуация, объявленная в Непале, сразу же стала заметной, как только мы отъехали на велорикше от аэропорта: возле дороги в «гнездах» из мешков с песком сидели солдаты в касках и с винтовками. Мы проехали мимо нескольких блок-постов и вооруженных патрулей. Первые впечатления о Непале: нищета, улыбчивые люди, необычная архитектура (дома выглядели как недостроенные или как после небольшого землетрясения). По улицам гуляют коровы, много собак. Видели стаю попугаев и большую стаю маленьких белых цапель в самом центре столицы. На подъемах наш «извозчик» просил нас вылезать из «кареты» и толкать ее сзади. По инициативе СВ мы по очереди попробовали себя в роли рикши, садясь «за руль». Местные «аборигены» относились к данному зрелищу с восторгом: взрослые улыбались, а ребятишки что-то кричали. Правда, я едва не допустил аварии, когда груженную нашими рюкзаками «велотелегу» повело резко в сторону, и от опрокидывания ее спас только бетонный столб (СВ с рикшей в это время шли сзади, т. к. дорога шла на подъем). Еще один инцидент произошел минут через 15 после выезда из аэропорта, когда оказалось, что рикша привез нас не к гостинице «Марко Поло», а к отелю «Бизнес-центр Марко Поло», который бы обошелся нам раз в 5-10 раз дороже. После недолгого разбирательства заплатили велорикше еще 200 рупий и доехали до нужной нам гостиницы за 10 минут. Быстренько поселившись в двухместный номер (400 рупий), переоделись потеплее и сделали вылазку по окрестным улочкам. Сразу же со всех сторон на нас посыпались навязчивые предложения насчет экскурсий по городу, организации треккинга в горах или приобретения какой-нибудь безделушки типа маленьких шахмат из сандалового дерева. Мы искусно уклонялись от зазывал, правда, в одно турагентство все же зашли, чтобы узнать примерную стоимость услуг носильщиков на треккинге. Оказалось, что нужно платить как минимум 400 рупий в день (5-6 долларов). Паренек по имени Ананда, с которым мы беседовали, уболтал нас осмотреть комнату в гостиничке “Universal Guest House”, на первом этаже которой находилось агентство, и предложил переселиться сюда в последующие дни. Мы поддались на предложение и пообещали прийти сюда завтра. На выходя из той гостиницы, посетили на первом этаже крохотный индийский ресторанчик, заказали себе по чашке чая со специями (имбирь и корица), побеседовали с живописным хозяином заведения – бородатым индусом-сингхом в чалме. Потом завернули еще в один ресторан, расположенный на террасе дома над маленькой городской площадью. СВ съел биф, а я ввиду отсутствия аппетита (очень плотно пообедал в самолете) ограничился пивом. Вернувшись в свою гостиницу часов в 9 вечера, легли спать, поскольку организм еще не «переключился» на местное время.

23 февраля 2002 г., суббота
Поднялись с рассветом (около 6 ч. утра), часов до 8 утра позанимались своими делами (я, устроившись на открытой солнечной терраске, начал заполнять дневник), а затем отправились на обследование Катманду. Первым делом посетили знаменитую площадь «Дурбар» (непальскую «Красную Площадь»), где располагаются десятки живописных старинных монастырей, пагод и ступ, находятся старый королевский дворец, храм живой богини и другие достопримечательности. Тут же нас «окучил» местный гид по имени Кумар, предложение которого относительно часовой экскурсии по площади (за 100 рупий) мы приняли. Он показал нам основные храмы (в том числе один храм с резными деревянными стропилами, изображавшими откровенные эротические сюжеты), провел нас через несколько внутренних двориков-колодцев, показал священный источник (люди в нем мылись так же, как и под обычным водопроводным краном). Под конец мы позавтракали вместе с Кумаром, подкрепившись чаем с кексами, и, дав гиду доллар «чаевых», расстались. Попетляв по извилистым улочкам Катманду, выпутавшись из пары тупиков и перебравшись в одном месте через свалку обугленных ковров на месте сгоревшего склада, вышли на оживленную магистраль, которая была указана на карте в путеводителе, и по ней через пару километров дотопали до своей гостиницы. Немного отдохнув, «переехали» из “Marco Polo Guest House” в “Universal Guest House”, где были вчера вечером. До нового места жительства расстояние было не больше сотни метров. Во второй половине дня – экскурсия в Свайямбунатх, или «Обезьяний Храм», расположенный на западной окраине Катманду. Туда и обратно дошли пешком. Обезьян (макак), действительно, было достаточно. На обратном пути, спускаясь по ступеням к подножию холма, я решил угостить «дальних родственников» несколькими шоколадными орешками-драже с арахисом внутри. Откуда ни возьмись, налетела целая толпа обезьян, и самая крупная макака едва не вырвала пакет с орешками из моей руки. Часть орешков при этом рассыпалась, вызвав еще больший ажиотаж среди обезьян. Тут же собралась и небольшая пробка из «гомо сапиенсов», привлеченных зрелищем. Среди зрителей оказалась и одна соотечественница, бросившая пару реплик на русском языке. Остаток пакетика с орешками мы с СВ скормили обезьянам прямо из рук. Вдоль высокой лестницы, ведущей к храму, и вокруг самого храма расположилось множество лавочек, торгующих разными сувенирами вроде гурхских кривых ножей, «поющих» буддистских чаш и прочей ерундой. Особое место среди сувениров занимали вываренные обезьяньи черепа. В одной из лавочек, торгующих одеждой, мы немного задержались, и в результате «разорились» каждый на 10 долларов, купив себе по шерстяной куртке с национальным орнаментом и деревянными застежками вместо пуговиц (продавец запросил сначала по 22 доллара, но мы уже усвоили, что нельзя ничего покупать в Непале, не поторговавшись). Я купил эту куртку вместо кофты, которую планировал приобрести для треккинга в горах. Возвращаясь назад в гостиницу, мы попали в «сети» зазывалы, который дал нам визитную карточку находящегося рядом турагентства, и после недолгих переговоров мы с СВ решили воспользоваться их услугами. Хотя оплата носильщика была не 400 рупий, как мы рассчитывали, а 7 долларов в день (около 550 рупий), зато нам гарантировали человека со знанием английского языка и хорошо знакомого с маршрутом. Впридачу агентство «купило» нас тем, что брало на себя получение разрешения на треккинг (обязательного для всех туристов) и доставку нас с СВ к началу маршрута уже в течение завтрашнего дня. Все это «удовольствие» (включая носильщика на 22 дня, разрешения по 2000 рупий с человека и билет на автобус до Беси Сахара) обошлось нам в 221 доллар на двоих. Это было несколько дороже, чем я рассчитывал, зато нам во время треккинга уже почти ни о чем не надо будет заботиться. Тут же познакомились со своим гидом – молодым парнем по имени Дипак. Вернувшись в гостиницу, полежали немного, дав отдых ногам, а перед сном совершили обход окрестностей с целью поужинать. Первым на нашем пути оказался ресторан с тибетской кухней. Мы хотели заказать какие-нибудь мясные блюда, но всеобщая 2-дневная забастовка отразилась и на этом ресторане: ни курятины, ни говядины к нашему приходу уже не осталось. Пришлось довольствоваться тибетскими пельменями-момо с овощной начинкой. Впрочем, пельмени оказались довольно вкусными. СВ взял «на пробу» горячее тибетское пиво «тумба». Когда официант его принес, мы были уверены, что он не так понял заказ: в большой пластмассовой кружке была какая-то мокрая темная крупа вроде проса. Выяснилось, однако, что это и есть «тумба». Официант добавил в кружку горячей воды, вставил в крупу алюминиевую трубочку – и «пиво» было готово к употреблению. По цвету оно напоминало молоко, а по вкусу – очень слабый самогон (я попробовал немного из чайной ложечки). Момо все же было повкусней. Вернувшись в гостиницу, с устатку сразу же завалились спать. Я, правда, еще успел принять горячий душ.

24 февраля 2002 г., воскресенье
С 7 до 9 утра – прогулка по улочкам Катманду: завтрак, обмен долларов на рупии, покупка калорийной еды (шоколада) на треккинг, «шоппинг» (СВ купил себе куртку, спальник и рюкзак всего за 4000 рупий, т. е. чуть больше 50 долларов за все). В девять утра пришли в турагентство “Motherland”, получили свои разрешения на треккинг в Гималаях, оставили на хранение ненужные вещи (в т. ч. мою палатку), погуляли еще немного по магазинам, и в 10:30 поехали на такси к автовокзалу вместе с нашим помощником Дипаком. С самого утра улицы Катманду резко преобразились по сравнению с предыдущими днями: на каждом шагу пооткрывались магазины и лавочки, появилось много машин и автобусов. Всеобщая 2-дневная закончилась. Наш автобус отправился от автовокзала в 11:30. Это был не специальный туристический автобус (тот уехал в 7 утра), а простой, «народный». Народу временами набиралось столько, что некоторые пассажиры ехали на крыше (наши рюкзаки тоже были привязаны там). Кроме водителя и кондуктора в «команде» автобуса был еще паренек, в обязанности которого входило разгонять с дороги разную домашнюю живность (цыплят, уток, коров), когда мы проезжали через многочисленные деревни. В одной из деревень через час после начала поездки сделали 20-минутную остановку. Мы перекусили в кафе вермишелью. Далее поехали почти без остановок, петляя по горным серпантинам. Я смотрел в открытое окошко и успел разок вздремнуть. В одном месте пересекли военный КПП, где все непальцы вышли из автобуса для проверки документов. Хотя автобус был довольно раздолбанным, в нем имелся телевизор, по которому показывали индийский видеофильм. В конечный пункт назначения – городок Беси Сахар – приехали в 17:40. Сразу же устроились в гостиницу, до 19 ч. прогулялись по центральной улице городка, поужинали (я взял котлетки из курятины) и заснули крепким сном.