Непал 2002. Часть 5.

Дневники хабаровского путешественника Сергея Иванова

10 марта 2002 г., воскресенье
Последний переход на треккинге. Если вверх шли девять дней, то вниз спустились за четыре. К 17:30 добрались до деревни Буле-Буле, откуда уже ходят автобусы, и устроились на ночлег в местной гостинице. Кроме нас, там разместились еще двое наших знакомых – Маурицио с Патрисией. Вечером устроили небольшое застолье, посидели за столом, поделились своими впечатлениями о путешествии, выпили по бутылочке (некоторые – и по две) пива «Туборг» и по одному-два стаканчика местного самодельного пива. Мы с СВ снова «отвели душу» на мясе: СВ заказал себе две порции жареной курятины, а я после порции жареной курятины умял еще рулет с курицей и овощами. Ночью пришлось пожалеть о такой неразборчивости в еде: в желудке ощущалась неприятная тяжесть, как при изжоге, и побаливала голова, причем эти симптомы совпадали у всей нашей «троицы» (меня, СВ и Дипака). Похоже, виновато в этом было местное пиво «чанг».

11 марта 2002 г., понедельник
Попив с утра чаю с молоком, чтобы нейтрализовать действие «чанга», в 7:30 покинули Буле-Буле на автобусе, направлявшемся в Катманду. Поскольку нам в Катманду пока не хотелось, мы через полчаса сошли в Беси Сахаре, чтобы пересесть на автобус до Похары. Ближайший рейс был лишь в 11:45. Не спеша прогулялись по городку, состоящему всего из пары улиц, позавтракали в маленьком ресторанчике жареным мясом с овощами, а в другом месте попробовали местных пончиков с горячим буйволиным молоком, в которое были добавлены какие-то специи. По вкусу молоко оказалось неплохим, с каким-то ореховым оттенком. Расстояние от Беси Сахара до Похары составляет всего около 100 км, но путь занял более шести часов. Особенно медленно наш автобус тащился по горной извилистой дороге в начале пути. Но для нас с СВ это было даже на руку, поскольку мы разместились прямо на крыше автобуса, усевшись на свои рюкзаки, и могли наблюдать 360-градусную панораму местной жизни. Мы бы ехали на крыше до самой Похары, но в городке Думре, на выходе к трассе «Катманду-Похара», нас попросили перейти в салон. На автостанции в Похаре на нас сразу же набросилась толпа таксистов, и мы на одной из машин доехали до гостиницы, которая принадлежит турагентству Дипака. За 300 рупий (около 4 долларов) мы получили в свое распоряжение вполне респектабельный номер с мебелью, туалетом и нормальным душем. Первым делом помылись и побрились. В 17:30 провели «телефонные переговоры» с боссом Дипака в Катманду, договорились о двухдневном сплаве по реке Трисули за 30 долларов с человека в день. После этого втроем с СВ и Дипаком. прогулялись по вечерней Похаре, заходя в магазины. Мы с СВ поменяли на рупии по сотне долларов, и я больше половины из них за вечер потратил. Купил себе водонепроницаемый плащ-пончо, хорошие сандалии и определитель «Птицы Непала». Хотел также купить шорты (мои порвались во время треккинга), но подходящих по фасону и цвету в магазине не нашел. Впрочем, это оказалось не проблемой: хозяин одного из магазинчиков, где я присматривал шорты, снял с меня мерки, мы выбрали ткань, и через два часа я уже получил готовое изделие за 450 рупий. Поужинали в ресторане под открытым небом на берегу озера, не видимого в темноте. Выбрали жареную рыбу с гарниром, оказалось весьма неплохо. Позже, возвратившись в гостиницу и забрав по пути мои «свежеиспеченные» шорты, мы продолжили нашу вечеринку в ресторане на первом этаже гостиницы. Заказали с СВ по мясному ассорти и по бутылочке пива для каждого из троих, а Дипак выбрал себе какое-то блюдо из индийской кухни (мы угощали). Под конец мы отблагодарили нашего гида-носильщика скромными чаевыми (2000 рупий, т.е. примерно 25 долларов), что, тем не менее, составило почти одну десятую его годового дохода (ранее, во время треккинга, мы выяснили, что его годовая зарплата равна 25-30 тыс. рупий, т. е. 300-400 долларов), и к тому же мы решили не забирать из его агентства деньги за неиспользованные пять дней треккинга, что принесет Дипаку еще 2000 рупий (агентство платит Дипаку по 400 рупий в день из тех 7 долларов = 540 рупий, что мы заплатили за каждый день треккинга).

12 марта 2002 г., вторник
В семь утра прямо к гостинице подъехал комфортабельный туристический автобус, и часа через четыре, проделав две трети пути от Похары до Катманду, мы высадились в селении Чароуди, откуда начинался наш сплав. Нас там уже ждали, но все равно приготовления заняли не менее двух часов. Отправились в путь по реке где-то в час дня. В общей сложности плыли часа три-четыре, с остановкой на обед. Трисули считается одной из самых спокойных для сплава рек в Непале, но время от времени все же приходилось скакать по бурлящим порогам, и кое-где всех окатывало водой с ног до головы. Кроме нас, команда лодки состояла из 4 человек, старшему из которых было лет 18-20. Правда, вечером выяснилось, что «штатными единицами» из них являются лишь двое, а остальные – их друзья, захотевшие прокатиться «на халяву» и устроить пикник на берегу по случаю национального праздника Шива Ратри (Шива Девятый). О том, что в Непале сегодня какой-то праздник, мы догадались еще днем, когда ехали из Похары на автобусе. Почти в каждой деревне группы ребятишек перегораживали дорогу с помощью натянутой веревки и требовали с водителя мзду за проезд, предлагая ему взамен поставит на лбу красную точку. Водитель иногда тормозил и давал ребятишкам по рупии, а иногда и переезжал через их веревки. Под вечер мы пристали к берегу в том месте, куда по шоссе уже были доставлены наши вещи и палатка. По случаю праздника команда решила скинуться на курицу, и мы с СВ тоже внесли свою долю. Курица была куплена в ближайшей деревеньке. Пока наша обслуга суетилась с установкой табора, сбором дров для костра (за ними пришлось плавать на другой берег) и приготовлением пищи, мы с СВ успели немного вздремнуть, растянувшись на походных матрасиках. Ужин состоялся уже в темноте, при свете костра. Кроме «шведского стола» из нескольких блюд, на «скатерти» стояло непальское вино (самогон) «рокси» и русская водка «Смирнов», которую СВ купил еще в аэропорту Хабаровска и которую Дипак тащил в рюкзаке всю дорогу до Верхнего Лагеря и обратно, даже не подозревая об этом. Каждый из непальских пацанов «забил по косячку» из конопли, которую они при нас купили тут же на берегу всего за 10 рупий у 80-летнего смешного старичка. Судя по тому, с какой ловкостью подростки выбили табак из обычных сигарет и забили его обратно в гильзы, перемешав с травкой, проделывать данную операцию им приходилось уже много раз. Мы тоже выкурили с СВ по одному «косячку» за компанию, но особого удовольствия от этого не испытали. Не дождавшись конца вечеринки, мы ушли спать в поставленную для нас ранее палатку. Пацаны еще долго сидели вокруг костра и пели довольно однообразные непальские песни, то и дело прерываясь, чтобы вспомнить слова.

13 марта 2002 г., среда
Сборы утром затянулись: после вчерашней смеси команда выглядела вялой и временами то по частям, то вся сразу убегала в поселок, куда от берега реки вели крутые ступеньки. Видимо, у ребят побаливали головы, и они то и дело прикладывались к большому чайнику, в котором вместо воды было «рокси». Отправились дальше только около десяти часов утра. Мы с СВ решили плыть без обеденной остановки, чтобы пораньше добраться до Читвана. Сплав был намного скучнее, чем вчера, порогов попадалось совсем мало, и из них всего один был более-менее интересным. В одном месте пристали к берегу минут на двадцать для сбора плодов какого-то дерева. Плоды по форме и вкусу напоминали незрелые сливы. Я попробовал несколько штук, а ребятишки ели их с удовольствием. Под конец такого плавания СВ стал нервничать и даже несколько раз порывался высадиться на берег, чтобы ехать дальше на автобусе. К тому же под конец подул сильный встречный ветер, и приходилось против него выгребать. Мы с СВ старались грести, а остальные только делали вид, опуская и поднимая весла. Когда в 13:30 мы, наконец, прибыли в пункт назначения, городок Муглинг, СВ демонстративно отказался от обеда, который был заранее приготовлен для нас утром, и ушел от берега наверх, к шоссе. Я пообедал один и отдал от себя «капитану» 150 рупий «чаевых». Автобус до национального парка пришлось ждать не меньше часа, сидя на жаре. Команда лодки частично себя реабилитировала, голосуя для нас все проходящие мимо автобусы и грузовики. Их усилия не пропали даром: нас подобрал водитель грузовика, перевозящего газовые баллоны. Кроме нас с СВ, в трехместную кабину забилось еще двое пассажиров. Попетляв час-полтора по узкому шоссе и остановившись в одном месте, чтобы попить чаю, мы прибыли в городок Тади Базар, откуда до Читвана оставалось 6 км. Проблем с преодолением этого расстояния не возникло: нас сразу же «взял в оборот» водитель допотопной «японки», предложивший довезти до национального парка бесплатно, если мы поселимся в «его» гостинице. Гостиница оказалась примитивной, но с горячей водой, комнатным туалетом-душем и очень дешевой – всего 200 рупий (меньше 3 долларов) за комнату на двоих. Правда, она располагалась на самом краю деревни Заураха, являющейся «воротами» в национальный парк Ройял Читван. Не успели мы поселиться, как менеджер гостиницы стал настаивать на том, чтобы мы заказали через него различные виды экскурсий по парку. Действовал он слишком навязчиво и явно «темнил» с расценками. Мы еле от него отвязались и, ничего не заказав, пошли гулять по деревне. Дошли до берега реки, за которой находится территория национального парка, и на обратном пути поужинали в одном из многочисленных ресторанчиков (я выбрал себе из меню «бирьянди» — индийское блюдо из курятины с рисом и фруктами). После этого мы зашли в агентство, предлагающее экскурсии по парку, поговорили с его менеджером о возможностях и ценах и, поскольку этот менеджер произвел на нас хорошее впечатление, мы заказали экскурсии у него. Остановили свой выбор на однодневной экскурсии по территории национального парка на завтра (45 минут по реке на каноэ плюс 8 часов прогулки по джунглям, 800 рупий с человека) и катании на слонах на послезавтра (3-4 часа, 600 рупий с человека). Кроме того, заплатили по 500 рупий за однодневное разрешение на посещение парка. Вернулись в свою гостиницу уже в полной темноте.

14 марта 2002 г., четверг
В восьмом часу утра вместе с двумя гидами пришли к реке, сели в долбленое каноэ вместе с другой группой туристов (парой из Индии) и поплыли вниз по течению. За 45 минут сплава видели на берегу одного двухметрового крокодила-гариала и много аистов двух разных видов. Сплыв по реке километра на три вниз, сошли на берег и бродили по лесным тропинкам часов шесть, выйдя под конец к берегу реки напротив деревни Заураха. Основную свою цель – увидеть индийских носорогов – мы выполнили уже через пару часов. Сначала мы заметили в кустах спящего носорога с детенышем, а вскоре в том же месте рядом с нами прошла еще одна самка с маленьким носорогом. Я успел их заснять на видео. Но самая удачная встреча состоялась во время обеденного привала. Мы перекусили на берегу лесного ручья бананами, мандаринами и лепешками и отдыхали, растянувшись на сухих листьях, когда на другом берегу раздался треск сучьев, и в кустах появился силуэт носорога. Мы затаились за стволами деревьев. Носорог постоял минут пять, вертя ушами, после чего спустился по крутому берегу к воде, попил и залез в воду по самую спину, устроившись в прохладном ручье для полуденного сна. Мы были от него не дальше, чем в десяти метрах. Я использовал хорошую возможность его сфотографировать и снять на видео. Носорог, старый самец с дуплистым рогом, никуда не торопился и оставался в той же позе минут сорок. Под конец мы уже начали стали не скрываясь разговаривать между собой и свободно двигаться. Я даже сфотографировался на фоне носорога. Он вылез из воды и скрылся в густых зарослях лишь после того, как один из наших гидов ударил по земле своим бамбуковым посохом. Еще одного, шестого, носорога мы видели мельком на обратном пути. Кроме носорогов, за день нам встретилось несколько оленей, похожих на наших пятнистых оленей. Хорошо понаблюдали также за стаей обезьян-лангуров, состоящей из десятка животных. Видели издалека маленькую макаку. Пополнил свой список птиц несколькими новыми видами, в том числе черным ибисом и «баблером» (бородаткой?). Вернувшись в деревню часа в три дня, попрощались с гидами, дав им 150 рупий «чаевых», и пришли в гостиницу “Jungle Tourist Camp”, куда мы переехали еще утром. (Менеджер прежней гостиницы настаивал, чтобы мы или заказывали экскурсии через его агентство, или уходили в другое место, так что мы легко сделали свой выбор. С гостиницами в этой деревушке проблем не было, была проблема с гостями. И в первой, и во второй гостинице мы, кажется, являлись единственными постояльцами.) За ужином в беседочке нашей гостиницы (я заказал индийское блюдо «тикка» из курятины с рисом) мы поговорили с менеджером и поваром этой гостиницы о разных вещах, в том числе о положении в Непале, о России, о кулинарных достоинствах местных кур и пр. У СВ возникла идея заказать на завтра целую зажаренную курицу, но потом он передумал и заказал жареную утку, отдав менеджеру 1100 рупий (1000 – за утку, 100 – за приготовление).