Непал 2002. Часть 6.

Дневники хабаровского путешественника Сергея Иванова.

15 марта 2002 г., пятница
Первым мероприятием по программе на сегодняшний день стояло катание на слонах. Слон был один, погонщик – тоже один, а кроме нас с СВ, никого из туристов не отмечалось. За время катания мы также не видели других слонов с туристами – еще одно доказательство, что туристический сезон здесь явно не в разгаре. В 7:30 на окраине деревни мы с помощью специальной платформы забрались на квадратную деревянную площадку, привязанную к спине слона, и отправились петлять по местным тропинкам. Петляли почти четыре часа, хотя подобные экскурсии обычно продолжаются два с половиной-три часа. Очевидно, погонщику очень хотелось подъехать к носорогу, чтобы доставить нам удовольствие и заработать себе чаевые. Но, похоже, всех своих носорогов мы встретили еще вчера, а сегодня видели лишь их следы на грязи. Правда, встретили несколько других видов зверей, в т. ч. три вида оленей («аналоги» нашего изюбря, косули и пятнистого оленя) и местного бурундука. Новые птицы тоже попадались, но рассмотреть их в бинокль с шатающейся спины слона не представлялось возможным. Уже после пары часов такой езды на жестких досках наши ягодицы «запросились домой», и мы с нетерпением дожидались конца экскурсии. Напоследок мы с СВ сфотографировали друг друга верхом на слоне. Погонщик, несмотря на неудачу с носорогами, свои 100 рупий «на чай» все же получил и остался доволен. Пообедали в беседочке при нашей гостинице, заказав пиццу с курятиной (она оказалась подгоревшей), немного отдохнули и, взяв в ближайшем агентстве два велосипеда (по 10 рупий в час), махнули к «Двадцатитысячному Озеру» (Twenty Thousand Lake) которое наш вчерашний гид разрекламировал как отличное место для наблюдений за птицами. Дорогу гид подробно объяснил, и на протяжении 12 км от деревни до озера мы ни разу не заблудились. По пути купили полтора килограмма мандарин и сразу же их уничтожили. Озеро оказалось сильно заболоченным, так что надежды СВ насчет купания не осуществились. Но птиц на самом деле было много. Видел несколько якан (новый для себя вид), аистов-клювачей (Openbills) и большую стаю свистящих уток. Наблюдали за двухметровым крокодилом, лежащим на берегу, но подойти близко он не дал, скрывшись под водой. Проведя на озере не больше часа, вернулись к шоссе и кружным путем приехали к пяти часам дня к деревне, проделав в общей сложности не менее 25 км. Заказанная на вечер утка уже была распластана над углями на железной решетке, и двое человек следили, чтобы она не подгорала. Через час с небольшим утку подали к столу, мы взяли по бутылке пива, и праздник желудка начался. Хотя мясо получилось не очень сочным, оно было все же вкусным, и через час-полтора от утки остались одни косточки. От процесса поедания утки нас отвлекало лишь то, что к столику все время подходили или менеджер гостиницы, или еще кто-нибудь из персонала и спрашивали – хороша ли утка и не нужно ли нам еще чего-нибудь. После мяса, пива и прогулки на велосипедах стало клонить ко сну, и часов в восемь вечера мы уже залезли под свои москитные сетки, повешенные над кроватями в номере гостиницы.

16 марта 2002 г., суббота
Утром совершил прогулку с биноклем по тому лесу, который вчера «прочесывали» верхом на слоне. Видел несколько новых для себя видов птиц, в том числе хорошо рассмотрел попугаев (Alexander’s Parakeet) и наблюдал вблизи за стаей пегих птиц-носорогов. Одна из птиц нашла очень крупного жука и долго им жонглировала, пытаясь обломать надкрылья. Уже когда дело было почти сделано, жук упал на землю, и птица-носорог улетела ни с чем. К десяти часам утра нас с СВ подвезли на джипе до ближайшей деревушки (2 км), где уже стоял наш автобус. Джип, который мы оплатили еще вчера через то же агентство, что обеспечило нам экскурсионную программу в парке, оказался советского производства, 1965 года выпуска. Путь до Катманду занял примерно 6 часов, включая 20-минутную остановку на обед (перекусили в маленькой харчевне картофельными острыми котлетками с гарниром из фасоли). Как только прибыли на конечную остановку в Катманду, получили тут же выгодное предложение от таксиста: он предлагал бесплатно отвезти до гостиницы в нужном нам районе, с тем условием, что мы в той гостинице поселимся. Гостиница с красивым названием «Белый Лотос» оказалась развалюхой, но, по крайней мере, с горячим душем и сходной ценой (250 рупий за двухместный номер). Первым делом я принял душ и постирал вещи. Затем мы прогулялись до того агентства, где заказывали треккинг и где оставляли ненужные вещи, застали там Дипака. Забрали кое-что из вещей (в том числе зарядное устройство для видеокамеры) и прошлись по окрестным улочкам. Заглянули в пару агентств, предлагающих в аренду мотоциклы, справились о расценках. В одном из магазинчиков купили на вечер пару бутылок и пакет сушеного и перченого буйволиного мяса (всего 150 рупий, т. е. около 2 долларов). Владелец сувенирного лотка рядом с тем магазинчиком уговорил меня купить фигурку носорога, отлитую из костной муки: я не собирался сегодня ничего покупать, но привлекла дешевая цена –150 рупий.

17 марта 2002 г., воскресенье
Утром оставили в агентстве Дипака большой рюкзак с ненужными вещами и сувенирами и пошли за мотоциклами. До того места, где мы были вчера, идти не пришлось: нас возле дверей агентства «перехватил» паренек, которому, видимо, кто-то сообщил о нашем желании арендовать мотоциклы. Он отвел нас в близлежащий закуток, предлагающий подобную услугу за вполне приемлемую цену (300 рупий в день по сравнению с суммой в 350, которую нам называли вчера в двух местах). Однако, для меня это агентство оказалось неудачным. То ли мне подсунули не совсем исправный мотоцикл, то ли я слишком сильно волновался (впервые сел на большой, 125 СС, мотоцикл), но после нескольких попыток, когда мотоцикл резко рвал с места и тут же глох, владелец агентства решил, что будет слишком опасно доверять мне его технику. Так что я оставил мотоцикл в том же агентстве и прокатился в качестве пассажира на мотоцикле, который взял СВ. Сначала мы залили бак на ближайшей бензозаправке, а потом нашли более-менее безлюдную пыльную дорожку возле речки, и я немного попрактиковался в вождении мотоцикла. Вернувшись с СВ на одном мотоцикле в «Белый Лотос», выписались из гостиницы, пообедали в соседней забегаловке, взяв по две порции тибетских пельменей-момо с буйволятиной (всего по 15 рупий порция), и, пока СВ читал книжку, я проехался на его мотоцикле до той прокатной «фирмы», где мы были вчера вечером, и легко «сторговал» себе мотоцикл за 300 рупий в день. На сегодня выбрали маршрут до поселка Нагархот (высота – примерно 2400м над уровнем моря), откуда, согласно путеводителю, открывается великолепная панорама Гималайского хребта. По узким, забитым транспортом улочкам Катманду приходилось ехать с большой осторожностью, но обошлось, к счастью, без столкновений. Когда город был позади, ехать стало полегче. Мы, ориентируясь по купленной вчера карте, выбрали самый короткий маршрут до поселка Нагархот. Оказалось – далеко не самый лучший. Километров за пять до Нагархрта асфальт кончился, и круто вверх пошла каменистая пыльная дорога. Но это были еще цветочки. Не доезжая пары километров до поселка, СВ предложил попить чайку в маленькой харчевне на обочине дороги. Пока пили, начался дождь с грозой, временами падал крупный град. Пришлось ждать часа два, пока не пронесет тучи. После дождя дорогу развезло, и мне, с моим минимальным опытом вождения мотоцикла, пришлось особенно тяжело. Два раза на крутых и скользких подъемах мотоцикл шел юзом, и я, замешкавшись с переключением скоростей, терял управление и падал в грязь. В одном месте я едва не улетел вниз с высокой горы: при падении мотоцикл разрушил символическое заграждение из зеленых веток, сложенных на обочине дороги над самым обрывом. В конце концов, изваляв в грязи себя и свой мотоцикл и безнадежно порвав куртку-дождевик, но зато живой и невредимый (если не считать ссадин на ногах и ожога от выхлопной трубы), прибыл вместе с СВ в Нагархот. Остановились в крайней из многочисленных гостиниц этого «туристского» поселка. Гостиница хоть и стояла на отшибе, но была довольно уютной и дешевой (200 рупий за двухместный номер). Вечером сидели в ресторане при свечке (во всем поселке отключили электричество), пили пиво и расслаблялись.

18 марта 2002 г., понедельник
Увы, с видом на Гималаи, которым так славится Нагархот, мы «пролетели»: с самого утра в воздухе стояла густая дымка. Очертания горных вершин угадывались только в момент восхода солнца, на фоне оранжевого солнечного диска. Встав пораньше, прогулялся с биноклем по окрестностям поселка, видел видов пять новых для себя птиц, в том числе интересного «баблера» с изогнутым клювом и красивую мухоловку бирюзового цвета. Позавтракали с СВ в небольшой «чайхане» на обочине дороги, заказали по яичнице с тостами и чаем. Вернувшись в гостиницу, позагорали с часок-полтора на терраске с видом на глубокую долину и большими подорликами, парящими то вверху, то почти на уровне глаз. Часов в 11 дня завели свои мотоциклы и отправились в дальний путь, к тибетской границе. Хотя расстояние было не таким уж и великим (всего 120-130 км), путь занял часов пять: из-за обилия крутых поворотов и множества деревень с бросающимися под колесами курами и ребятишками особо разгоняться не получалось. На берегу горной речки, где был доступный для мотоциклов спуск, мы сделали привал и позагорали с часок на ярком солнышке, постелив на песок туристический матрасик. Я открыл свой купальный сезон, сделав короткий заплыв в бодряще холодной воде (около 15 градусов). Последний отрезок пути (10-15 км) пришлось трястись по каменистой дороге без асфальтового покрытия. Пропылились насквозь и устали. До поселка Кодари, находящегося на самой границе, решили не ехать, остановились в 2-3 км от границы в селении Татопани (= Горячая Вода), устроившись в единственной гостинице (“Family Guesthouse”). Деревня оправдывала свое название: рядом с ней находился источник с горячей водой. Вода вытекала из бетонной стены через открытые пасти гипсовых драконовых голов. К источнику вели каменные ступеньки, и необходимо было заплатить по 10 рупий, чтобы пройти через турникет. Натуральный «душ» состоял из мужского и женского отделений, между которыми была невысокая стенка, а также включал в себя маленький бассейн, в котором резвилась куча ребятишек. В мужском отделении вытекало четыре струи с горячей водой. Кроме нас с СВ, там мылся и стирал свою одежду один «абориген». Вода на первое ощущение казалась невыносимо горячей (не менее 50 градусов), но постепенно мы привыкли и даже помылись с шампунем. После такой воды мы чувствовали себя, как будто попарились в бане. Вода в источнике ничем не пахла, но, возможно, она отличалась повышенной (или пониженной?) кислотностью, т. к. у меня вскоре после «купания» зашелушилась кожа на плечах. Не исключено, что вода содержала и радон: СВ после мытья почувствовал тяжесть или усталость, как после купания в радоновых источниках. Вечер скоротали в ресторанчике при гостинице. Я заказал жареную курятину (было много и вкусно) и выпил купленную в ближайшем магазинчике бутылочку пива «Сан-Мигель». Засыпать пришлось под шум разошедшегося не на шутку дождя и под более громкий аккомпанемент в виде топанья, ребячьих криков и звуков телевизора/радио: над нашей комнатой, за тонким дощатым потолком, находились жилые апартаменты большой семьи, содержащей эту гостиницу.