Поездка в Израиль. Оазис Эйн-Геди. Часть 1.

Из Тиверии на Мертвое море мы уезжали рано утром по прохладе. Город на берегу Галилейского море еще спал, но на вокзале уже царило легкое оживление. Автобус шел до Иерусалима вдоль реки Иордан, и нам с ним было по пути. В Иудейской пустыне, на центральном повороте, где еще в римские времена торговые караваны расходились на запад и север, нас должны были высадить и, отдавшись на волю случая и милость расписания междугородних автобусов, мы рассчитывали поймать свой попутный рейс до оазиса Эйн-Геди. Пассажиров в автобусе было мало, больше молодежь с оружием: автоматами и штурмовыми винтовками, и пенсионерки с корзинками. На переднем кресле ехал крепкий мужчина-военный в потертом коричневом камуфляже с внушительным пистолетом на боку. Видимо, он был сопровождающий, так как ехали мы по неспокойным территориям. Сами собой напрашивались аналогии с Диким Западом и землями команчей. Пустынный ландшафт за окном напоминал картинку из классического голливудского вестерна, и при яркой игре воображения стоило рассчитывать на эффектное появление индейцев и шумную перестрелку, которая неминуемо закончилась бы выпивкой в салуне. Но в автобусе ехали приличные люди, уставшие и обремененные бытовыми заботами. Многие спали, закрыв окна от безжалостного солнца плотными шторами. Работал кондиционер и автобус вез людей из точки А в точку Б без романтики, буднично и по расписанию. Нам же с Костей хотелось новых впечатлений. Вначале скудный пейзаж за окном радовал глаз редкими вкраплениями зелени вдоль основной водной артерии Израиля. Потом земля утратила цвет, вдоль дороги появились внушающие легкое беспокойство надписи: «осторожно мины», и потянулось серая, выжженная солнцем пустыня. Костя заснул, а я глядел в окно без мыслей и чувств.

Через несколько часов нас высадили на шоссе у автобусной остановки и вели ждать. Было жарко. Навес остановки давал какое-то укрытие и в тени чувствовался даже легкий, освежающий бриз. По обеим сторонам дороги стояли манящие кафе-забегаловки и пара магазинов с кондиционерами внутри, но мы терпеливо караулили свой шанс, так как автобус мог появиться в любую минуту. Под пальмами невдалеке что-то ковырял в сухой земле самый настоящий верблюд, и Костя решил сделать фото на фоне экзотического животного. «Корабль пустыни», судя по его потертости отбившийся от каравана еще в эпоху крестоносцев, хранил достоинство и не обращал на нас никакого внимания. Зато его хозяин, притаившийся на пластиковом стуле в тени навеса у кафе, «навострил» уши и сделал стойку, ожидая быстрого заработка. Мы сразу вычислили засаду и ретировались к остановке. Автобус появился из дрожащей дымки как Ноев ковчег из всемирного потопа. Ключевое слово «Эйн-Геди» сработало безотказно, и кормчий-водитель пригласил нас на борт. Внутри состав пассажиров был уже другой, как в той самой библейской притче: некоторые люди явно собирались на курорт, другие, как и мы, щеголяли в одеждах для походов, третьи не знали, куда положить автоматы, а четвертые везли гостиницы каким-то далеким пятым. Нас окинули любопытным взглядом и тут же забыли. Мы не обиделись и заняли места у окна. Постепенно ландшафт вокруг автобуса стал меняться, приобретая резкость и глубину. Появились красные высокие скалы и русла сухих рек, которые прорезали плоский лоб пустыни глубокими морщинами-впадинами. Мы явно летели вниз ниже уровня мирового океана и горы, которые молчаливыми стражами брали нас в плотное кольцо, когда-то были островами или участками берега. Изгибы и краски пустыни завораживали. Было в них что-то суровое, почти пугающее и одновременно притягательно вечное. Так мы смотрим на грозную стихию, которая сильнее и безжалостнее нас, но она вызывает в нас чувство восторга в те редкие минуты, когда мы находимся в относительной безопасности. Но стоит пересечь черту и оказаться в ее власти, как все меняется и человек уступает место животному или мужеству. Мы или падаем, или возносимся.

Эйн-Геди вырос из марева пустыни и хаоса скал как долгожданный оазис с прохладным источником на пути пыльного, утомленного каравана. Мы бодро выскочили из автобуса, сразу получили от солнца положенную порцию теплового удара, и зашагали в сторону моря. Кемпинг был оборудован за знанием дела: сразу за парковкой для машин и магазином находилась обширная площадка для палаток, которая спускалась к берегу широкими террасам. На террасах стояли огромные красные зонтики от солнца, сделанные из металлических каркасов, а где берег резко обрывался вниз, виднелись несколько умывальников и душей. В кемпинге было оживленно и пестро. Люди стояли семьями и парами. Около больших цветных палаток играли дети. Кто-то жарил на мангале мясо, и где-то даже тихо звучала гитара. Мы осмотрелись, выбрали место под палатку в тени гигантского зонтика и, обустроив свой бивак, решили «проверить» воду в Мертвом море. Тропинка и тоненький людской ручеек, который непрерывно тек от парковки, привели нас к крутому обрыву и спасательной станции. Мертвое море лежало в глубокой чаше, край которой был выложен разноцветными камнями и украшен глазурью белоснежной соли. Тропинка ныряла вниз по импровизированным ступенькам и заканчивалась у полоски берега, которая должна была играть роль пляжа, но больше походила на кадр из фантастического фильма. Люди лежали на валунах и плитах как ленивые моржи на скалах. Волны нежно ласкали берег, и сверкающая вода походила на жидкое стекло, в котором покачивались людские тела. Сами тела были довольны необычайно. Многочисленные плакаты у спасательной станции и вдоль тропинки настойчиво призывали оставить на берегу беспечность и игривость и отнестись к процедуре погружения в чудо природы со всей приличествующей моменту серьезностью. Плакаты наглядно демонстрировали, как это нужно делать, призывали громы и молнии на головы неслухов, молодых самцов и очаровательных самочек, и требовали сразу везти к врачу человека, хлебнувшего мертвой водицы. Мы с Костей огляделись, отметили свое место-лежку стопкой одежды и спрятанным в нее портмоне, и осторожно полезли в воду прямо в тапках, избегая острых камней. Ощущение было более чем странное. Вода сопротивлялась и походила на жидкое масло. Инструкция по эксплуатации требовала сделать несколько шагов в глубину, развернуться и сесть спиной в воду как в глубокое кресло. Море нас подхватило и подбило ноги. Я увидел, как всплыли мои тапки, и мое тело закачалось на волне как кусок дерева. Вода была приятно прохладной и упругой. Все это в первые минуты вызвало дикий восторг, а потом у меня заболели мышцы на животе от неестественного напряжения, и я завертелся как ерш на сковородке, пытаясь найти самое удобное положение в воде. И я его нашел, только, правда, на следующий день.

У берега было шумно. Все новые туристы-однодневки слетались на целебные процедуры как мотыльки на свет уличных фонарей. Отдыхающих привозили туристические автобусы и, видимо, такие купания были частью экскурсионной программы. Они разбивались на стайки, щебетали, смеялись. Пышные женщины томно поводили плечами и щеголяли в немыслимых шляпах, а мужчины поглаживали упитанные животы и гордились друг перед другом, ведя непринужденные деловые беседы. Молодежь развлекалась отдельно. Девушки в ярких купальниках держались вместе, и вокруг них, как олени во время брачного периода, кружились стройные и загорелые молодые люди все как один с трехдневной щетиной на острых, цепких лицах. Были здесь и семейные пары, они терлись друг о друга, как коты и кошки, и плавали вместе, держась за руки. После нескольких погружений в коктейль из минералов я понял, что пропитался полезными веществами в нужном количестве, и предложил Косте перейти к следующей части нашей программы – походу в природный парк. Мы поднялись к террасам, приняли обязательный душ из пресной воды, который оказался отрезвляюще холодным, и пошли к палатке.