Стамбул и Никея

В Стамбул мы прилетели поздно вечером. Из аэропорта в город лучше всего выбираться на метро. Это самый простой и дешевый способ добраться до исторического центра. Следуя указателям, мы спустились в подземку и прошли через турникет. Уже давно для оплаты общественного транспорта в Стамбуле я использую магнитную карту. Приобрести ее или пополнить деньги можно на каждой станции. Карта подходит для проезда и в автобусах, и на скоростном трамвае. Стоимость одной поездки около 2,5 лир. Одну карту можно использовать и для группы людей – прикасаетесь к терминалу столько раз, сколько нужно для определенного количества человек. Ехали мы около получаса, потом с метро пересели на скоростной трамвай. Общественный транспорт в Стамбуле логически понятен и прост в использовании – надо только внимательно читать указатели и конечные остановки на табло автобусов. Перед посадкой в трамвай поменяли деньги на турецкие лиры. Как посчитали мои спутники, наиболее выгодно менять доллары. Обменные пункты встречаются в Стамбуле на каждом шагу. Правило простое – где меньше туристов, там курс выгоднее.

Мы приехали в район Султанахмет, когда густая ночь окутала город своим плотным покрывалом. Сквозь черноту пробивались подсветка на мечетях, неоновые огни магазинов и разноцветные фонари на площади между св. Софией и Голубой мечетью. Отель мы заранее не бронировали. В своих поездках я редко заказываю отель заранее, только в дорогих странах и городах. Можно забронировать отель, а он тебе не понравится. В этом состоит преимущество выбора отеля на месте. В Турции при заселении всегда надо торговаться. Цена – понятие многосоставное и зависит от вашего внешнего вида, представлений продавца о вашем статусе и заработках дома и от многих других факторов. В туристических районах выбор отелей всегда богат и потраченное на поиски время не пропадет зря. Отель, в котором мы планировали жить, закрылся. Сказалась сложная экономическая ситуация в Турции и отток туристов из Стамбула. Мы прогулялись по Султанахмету, осмотрели ряд гостиниц и заселились в Oriental Hostel. Нам предложили две комнаты на цокольном этаже за 35 лир с человека с завтраком. Кто-то, может быть, и поморщил бы носик от размера наших номеров, но большую часть поездки мы планировали ночевать в палатках, поэтому требования к номерам были самые минимальные – чистота и безопасность. Утром мы оценили местоположение нашего отеля. С верхней площадки на крыше, где подавался завтрак, открывался великолепный вид на исторический центр и Мраморное море. Отель располагался в том месте, где когда-то проходила граница дворца императоров и стояла Фаросская церковь. Было солнечно. С моря тянуло соленым бризом, вокруг минаретов Голубой мечети кружились стаи голубей, а под нами медленно просыпался тысячелетний город. Я жил в разных местах Стамбула и, пожалуй, вид с крыши Oriental Hostel один из самых лучших.

В Стамбул надо приезжать с конкретной целью: окунуться в историю, пройтись по магазинам, попить чай в старых кварталах, посмотреть на людей и посетить музеи. Без цели и азов понимания, что представляет из себя этот город, прогулки по Стамбулу, особенно в исторической части, раздражают – много людей, торговцев, кривых переулков, запахов, машин, строек и развалин. Чуждая культура, поток сведений, которые со скрежетом входят в общую картину мира и не находят отклика в памяти, сводят с ума и истощают нервы. Стамбул очень далек от глянцевых, маленьких городков Европы, где оказываешься на час, чтобы увидеть традиционные рыночную площадь, ратушу и собор, попить кофе в уютном кафе, услышать историю про zwei lieber Herzen, тут же ее забыть и мчаться дальше навстречу сказке. Город у Босфора сложен, запутан, загадочен и опасен водоворотами истории и утерянными надеждами. В следующий раз я приеду сюда, чтобы выпить стаканчик чая недалеко от малой Софии и погулять в квартале Фенер, не более. Дворцов и музеев у меня было достаточно.

Мы провели в Стамбуле три дня. Много ходили, «глазели» по сторонам и посетили такое количество достопримечательностей, что к концу третьего дня церкви и мечети водили вокруг нас хоровод, и мы плохо отличали одну мозаику от другой, апсиды от колонн и христианские символы от знаков Востока. Я уважаю авторов многочисленных путеводителей, поэтому все рассказы об истории города отдаю им на откуп – читайте и постигнете истину, или тайну, или фактологические сведения, от избытка которых трещит иная беспокойная голова. От себя добавлю, что в Стамбуле можно искать Константинополь, или загадочный Восток, или пробовать свежую, жареную рыбу с хлебом у Галатского моста. Мне нравится наблюдать за повседневной жизнью: как люди одеваются, как они общаются и проводят свободное время, что покупают в лавках и небольших магазинчиках. В повседневности бьется неудержимый пульс жизни, которую утратили холодные камни памятников и монументов.

После Стамбула наш путь лежал в Никею – место, где был проведен первый Вселенский собор и принят Символ веры. Быстрее всего в Изник – такое современное турецкое название Никеи, добираться на пароме через Мраморное море. Паромный причал расположен в районе Яникапы в непосредственной близости от старого города. Из района Султанахмет сюда можно прийти пешком за 40 минут вдоль морской набережной. Из Стамбула в Ялову несколько раз в день ходит паром. Билет стоит 23 лиры. Паромный терминал напоминает здание аэровокзала – контроль на входе, кассы, зал ожидания и выходы на посадку. Кроме Яловы отсюда можно отплыть в Бурсу и еще несколько мест на азиатском побережье. Билеты продаются как заранее, так и непосредственно перед отплытием. Сам паром не оставляет никакого яркого впечатления от поездки. Ряды самолетных кресел прячутся на второй палубе за сплошным окном. Ощутить вкус моря можно только на первой палубе среди машин. Качки нет, Принцевы острова пролетают мимо как чайки на пути к добыче, а мягкость кресел располагает к полудреме. Полтора часа ускользают незаметно в Лету и вы уже идете про пристани в Ялове.

Вокзал долмушей в Ялове лежит по правую руку от паромного терминала, если стоять спиной к морю. Долмуши в Изник отходят каждый час. Билет стоит 12 лир. Мы заплатили 60 лир за пятерых и вогнали водителя долмуша в глубокий ступор. Вначале он заподозрил неладное и долго пытался на пальцах посчитать общую стоимость поездки за пятерых человек. Когда у него ничего не вышло, он с глубоким сомнением окинул нас взглядом, потом спрятался за микроавтобус, предполагая, что за тонированными стеклами ничего из салона автобуса не видно, и позвонил сыну. Видимо, сын быстро посчитал нужную сумму на калькуляторе. Она совпала с той суммой, которую мы заплатили за проезд, водитель успокоился и даже стал улыбаться. В Изник мы доехал за час. Сразу на автовокзале купили билет из Бурсы в Измир на следующий день и договорились, что для нас зарезервируют места на долмуш из Изника в Бурсу на 7 утра.

Гостиницу мы решили искать недалеко от автовокзала. Я просмотрел в гуглкартах все возможные варианты и уже через 10 минут мы договаривались с администратором о подходящей цене. Нельзя сказать, что цена нас устроила – в будущем за такую цену мы снимали более комфортные номера в курортных местах, но местоположение в центре города решило все наши сомнения. Изник – тихий, провинциальный город с большим базаром на центральных улицах, куда приезжают за покупками даже из Стамбула — так с гордостью поведал нам водитель долмуша. Город опоясывает крепостная стена, которая местами напоминает большие стены древнего Константинополя. Но главная достопримечательность Никеи – огромное озеро, благодаря которому город имеет курортный статус, и мягкий климат. Окрестности Никеи – житница северной Турции. Никея не богата монументальными памятниками. Летний дворец императора Константина, где в 325 году состоялся первый Вселенский собор, ушел под воду и на берегу озера остался только край его фундамента. Из нескольких ворот отреставрированы самые восточные и вечером их украшает иллюминация. Древний храм Софии выглядит утомленным от тяжести веков, и только мысль, что здесь присутствовали на службе самодержцы Никейской империи, вдыхает жизнь в голые стены. Но озеро впечатляет. Его бескрайность успокаивает и на мгновение кажется, что находишься в Швейцарии, но потом призыв с минарета возвращает тебя на Восток. Изник спит под шепот своих легенд и даже развалины римского театра, который усиленно раскапывают и готовят к туристическому сезону, вряд ли пробудит его от дремы.

Вечером мы пошли гулять на базар. В османской Турции Изник славился своей керамикой. Большинство орнаментов на изразцах, которыми украшены выдающие мечети в Бурсе и Стамбуле, были разработаны здесь. Впоследствии центры керамики переместились в большие города, но традиции, на радость туристам и местным жителям, остались. В Изнике на базаре можно увидеть и стать обладателем оригинальных керамических безделушек и хороших авторских работ. Здесь же продают воздушную халву, плоды местной благодатной земли, нарядный текстиль, яркие ковры. Нам даже предложили расписной ковер в палатку, чтобы сделать из нее походный шатер сказочного шейха, но за неимением грузового ослика мы вежливо отказались. Соблазнили нас местные дыни и виноград. Вечером мы устроили чаепитие в Никеи с мягким ароматным хлебом, густым йогуртом и фруктами.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
А в каком месяце/числах вы ездили? Полагаю, что осенью?
avatar

Ira

  • 11 февраля 2018, 21:12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.