Что делает белый человек в Азии?

Следующее эссе является личным размышлением автора и носит скорее спорный и незавершенный характер, чем статус окончательной и неоспоримой истины. Возможно, это была минута полемического запала после встречи с оранжерейными московскими кришнаитами на Арбате, но что-то мне до сих пор подсказывает, что в доминирующем индуистском обществе они с таким же успехом и энтузиазмом исповедовали бы христианство:).

В Индии и Непале я присматривался к белым людям и старался понять, из какой они страны, о чем думают, что их волнует, и какие причины толкают этих людей в экзотические страны, которые ни в мельчайшей детали не напоминают «цивилизованный» мир. В новых местах мне часто бросалось в глаза обилие разных типажей в людском море: от очень смешных до одержимых одной идеей. Видимо, воздух Индии и Непала заостряет черты характера и оживляет затаенные мечты и страсти, а относительно дешевая жизнь не влечет за собой заботы о заработках и крупных расходах. Белые люди были везде. По пути в гостиницах и гэст-хаузах я постоянно встречал странных постояльцев, которые жили здесь подолгу без видимой цели и определенных занятий. Наверное, окружающая убогость жизни и нищета скрашивали их причуды и неприспособленность в быту, а белый цвет кожи всегда напоминал, кто в Азии господин, а кто слуга. Кем бы мы не были в Азии, мы всегда «белые обезьяны» и поэтому отношение к нам здесь очень контрастное: или перед нами заискивают и пытаются сделать на нас деньги, или откровенно презирают, как сытых и не понимающих местные проблемы. Попадались мне и белые старожилы, бородатые, в клочках одежды, которые курили дешевые сигареты и пытались пошло веселиться. Было много одиноких людей и много страдающих от нехватки общения. Казалось, что все они ищут в экзотических странах какого-то исхода, как будто автоматически само пребывание тут выделяет их из толпы успешных соплеменников, которые в поте лица трудятся каждый день с 9 до 18.

В Азии к белому человеку прислушиваются и прощают ему любые причуды. Здесь особенно заметно, что попытка выделиться и быть особенным так же заразна, как и тяга к просветлению. Люди носят индийскую одежду, посещают занятия йогой и центры медитации и пьют пиво в ресторанах, заказывая свежую рыбу или мясо на закуску. В туристических районах это выглядит стильно, но в живой Азии, где быт и уклад остаются непонятными нашему разумению, к таким людям относятся как к чудакам. Считается, что новые одежды, так же как татуировка и украшения меняют человека и его судьбу, но этот закон, видимо, действует только в культурном коде своей цивилизации. Правило такта требует не выделяться и в Азии белому человеку надо родиться, или жить и работать, чтобы чувствовать себя комфортно среди иных людей. Во всех остальных случаях – это попытка быть чернее черных, или большим кришнаитом, чем сами кришнаиты. Над туристами всегда висит ореол праздности и скуки, они как пришельцы из иного мира. В их искренность никто не верит – они всегда могут уехать домой, и предпочитают готовый комфортный товар даже в духовной сфере. Представьте, что в Россию потоком хлынули негры, которые заполонили бы православные монастыри в жажде духовного откровения. Они несли бы с собой негритянские привычки, меняли бы под них Православие, а наши монахи быстро бы подстроились, стали бы создавать для них специальные центры и заколачивали бы на такой деятельности немалые деньги. Выглядит странно, но почему-то такая ситуация никого не удивляет в Азии. Белые люди заполонили духовные центры в Индии и Непале. Их не интересуют простые уличные храмы, а тянет к «настоящим» духовным учителям в закрытые общины, где им преподнесут какую-то особую истину. Правило белого человека действует даже здесь – людей с запада не увлекают народные религии, им нужна религия для посвященных и избранных. Такую религию им быстро преподносят… за деньги.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.