Фото-отчет «походные мелочи»

Часто в описании походов и в фотографиях после них мы видим только грандиозные пейзажи, потрясающие виды и масштабные панорамы. Иногда мелькают лица участников путешествия, как правило, довольные и поданные в выгодном ракурсе. Редко можно увидеть повседневный пейзаж, когда километр за километром идешь по равнине, или долине, или скучным перелеском из точки «само великолепие» в точку «небывалое потрясение». В этом фото-отчете мне хочется показать повседневность и походные мелочи.


Тундра бывает очень разнообразной. Она может тонуть в утреннем тумане или дождевой пелене. Она бывает укутана в пестрые и яркие одежды осени или пустоту низкорослых кустарников. Тундра всегда с тобой, как бы ты не хотел от нее избавиться и сразу попасть в «удивительное» место, она остается верной спутницей и сопровождает тебя днем и ночью. Иногда она одаривает красивыми видами. Обидевшись на невнимание, нагоняет скуку или подбрасывает какой-нибудь овраг с крутыми склонами, оплетенными непролазными зарослями кедрового стланика. Вначале на нее негодуешь, потом привыкаешь, и, в самом конце, впускаешь в сердце, чтобы увезти ее островок с собой в каменные джунгли городов.


На закате лета в тундре можно встретить разнообразие ягод. Веточки брусники стелются по земле. Голубика на невысоких кустарниках манит медведей. Темная шикша-водяника утоляет жажду приятной кислинкой. Дикие ягоды возвращают нам инстинкты, а некоторым несчастным даже жизнь, вбрасывая прямо в кровь солидные дозы витамина С. На привалах, как и наши далекие предки, современные туристы выходят на выпас и усердно обирают кусты. Попробуйте десять дней пожить на лапше быстрого приготовления и сушеном мясе, сразу потянет на дары природы.


Там, где на тундре выступает земля, встречаются следы и настоящих хозяев этих мест – медведей. Можно прошагать десятки километров и не увидеть ни одного из них. Но забываться не стоит – медведь в лесу всегда есть, даже если мы его и не видим. Некоторые особенно впечатлительные утверждают, что каждую ночь медведь приходит именно к ним под палатку и до утра выбирает, чей рюкзак избавить от конфет или халвы.

Хорошо когда в пути далеко от населенных мест, вдруг, встречается настоящий дом – приют путников, охотников и оленеводов. Дом в лесу – это всегда чувство надежности и защищенности. В нем не страшна непогода. В таежных домах часто бывают печи, дарящие тепло, а стены крепят надежду, что медведь, заявившись в гости, вынужден будет вначале постучать в дверь. Там всегда встречаются разные замысловатые «штуки»: остовы автомобилей, например, за десятки километров от нормальной дороги, или тетрадь записей посещений, где бодрым почерком указано, что за ночь выпало четыре метра снега и пришлось наружу выбираться через чердак. Изучение подобных артефактов изрядно бодрит и сразу настраивает на героический лад – накрывает понимание, что места здесь непростые и прошедший сквозь них может рассчитывать если не на медаль, то на памятный знак точно.

Но если дома поблизости нет, то даже одинокое дерево в тундре уже радует глаз и создает иллюзию уюта палаточному лагерю под ним. На это дерево можно повесить, например, штаны, чтобы они просохли. Все понимают, что у настоящих туристов на настоящих фотографиях одежда никогда не промокает, ноги всегда остаются сухими, сами туристы не устают и готовы нести до 60 кг веса и проходить в день до 40 км с одним перекусом. Но почему-то в конце дня на деревьях около палаточного лагеря всегда оказывается развешанная одежда. Видимо, в группе настоящий турист всего один, а все остальные — это его помощники.

Иногда в походе встречаются места, где надо просто смотреть. Часто фотография – это не мы. Не верите? Тогда попробуйте вспомнить все те моменты, когда вы делали снимок. Когда мы фотографируем, то нас нет в этом месте. Мы его не чувствуем и не видим, рассчитывая, что после, уже дома, обязательно вернемся к снимкам опять. Да, мы возвращаемся и смотрим, но фотографируя, мы перестаем быть участниками события и реальности там, в походе. Недаром очень много туристов было застигнуто врасплох медведями во время фото сессий. Но и смотреть можно по-разному. Можно созерцать, а иногда приходится смотреть с напряжением, в поисках подходящего спуска или подъёма, или приемлемого пути сквозь заросли, горные реки и каменистые насыпи.


Часто в походе не бывает троп. Смотришь – картинка красивейшая, но совершенно непроходимая, и такие эмоции при этом накатывают, что даже приличные и бывалые люди становятся настоящими поэтами. Тут уже выхода нет, надо пробиваться. Потом, в тепле домашнего очага и уюте привычного быта, читая описания мест, где ты уже был, а коммерческая группа только собирается, понимаешь, как в интернете возникают очередные исповеди или откровенные описания страданий и невзгод от гладкой бумаги под название карта, по которой так приятно водить карандашом.



Приходит лето, карты зачитаны до дыр, и походные зарисовки опять зовут в путь.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.