Советы гидам-проводникам

Хочу представить вниманию читателей обобщенный опыт своей многолетней работы гидом в разных регионах планеты. На семинарах по туризму мне часто приходилось отвечать на вопросы по этой теме, и я решил кратко изложить свое отношение к работе с туристами. В работе гида-проводника существуют три правила, которые должны стоять в основе всех взаимоотношений между гидом и туристами.

1. Безопасность туриста превыше всего.
2. Клиент всегда прав, если это не входит в противоречие с его личной безопасностью, безопасностью группы или программой тура, обговоренной в туристическом договоре.
3. Из любых плохих ситуаций всегда бывают хорошие выходы.

Рассмотрим каждое из этих правил более подробно.

Безопасность туриста.
Оказавшись в новых для себя природных условиях и культурной среде, турист не всегда отдает себе отчет о своих истинных физических и психических возможностях, часто переоценивая первые и полагаясь на силу вторых – «сила характера решает все». Прописанные в программе экскурсии, восхождения, продолжительные радиальные выходы, даже если и рассчитаны на человека со средним уровнем подготовки, могут осложняться неблагоприятными погодными условиями. Перед выходом на маршрут, желательно вечером предыдущего дня, гид должен дать четкую и правдивую информацию о сложностях предстоящей экскурсии, километраже, препятствиях, которые туристы будут преодолевать, и личном снаряжении, которое необходимо иметь с собой. Любые отклонения от маршрута допустимы только с личного разрешения гида и должны проходить под его личным контролем. Если во время путешествия возникнет малейший намек на угрозу безопасности группы, то опасный участок следует обойти, или вернуться назад в базовый лагерь. Опасными участками могут быть броды после дождя, каменные осыпи, покрытые свежим снегом или тонкой наледью, сильный горизонтальный ветер при восхождении на вершины, туман, проливной дождь, низкие температуры и заморозок. Опасны любые передвижения вне натоптанной тропы, попытки пойти напрямую или «срезать». Ни в коем случае нельзя допускать самостоятельные попытки туристов преодолеть отвесные скальные участки или перейти реку вброд.

Важно, путешествуя в группе, не позволять ей растягиваться. Гиды обычно ведут и замыкают группу, ориентируясь на ритм самого слабейшего туриста. Если группа разбилась на две части: слабых и сильных, то с каждой из этих групп должен находиться гид. Гиду следует обращать внимание на самочувствие туристов и внешние признаки недомогания, горной болезни, переохлаждения, сбитые ноги и при необходимости принимать меры.

На ночевку следует вставать засветло, желательно не позднее 18.00. Любой дополнительный километраж или «еще чуть-чуть» до более удобного места» должен быть в пределах 20 минут и 1 – 1,5 километров.

Если гид понимает, что туристы впервые пользуются специальным снаряжением, следует помочь им первый раз установить палатку, расстелить коврик и спальный мешок. Не все туристы знают, как правильно укрыться от дождя, переходить ручьи, ставить палатки, сушить одежду в полевых условиях, упаковывать рюкзак, использовать противомоскитные репелленты. То, что опытному гиду-проводнику кажется само собой разумеющимся, не всегда понятно человеку, чья жизнь проходит в городе. Надо проявлять уважение и терпение. Люди приезжают за новыми впечатлениями и маленькие победы над рюкзаком или спальным мешком сделают эти впечатления только ярче, особенно, если клиентом помогут и объяснят, как это сделать.

Клиент всегда прав
Покупая туры в дикую природу, люди рассчитывают отдохнуть и зарядиться энергией. Гиду не стоит забывать, что его клиенты находятся в отпуске и отдыхают, а не работают на гида, выполняя его пожелания и инструкции. Гид может только попросить клиентов собрать дрова, принести воды или выполнить какую-либо иную работу по лагерю, если такая помощь прописана или предусмотрена в программе. В остальных случаях следует обходиться своими силами и не превращать для туристов путешествие в тяжелый физический труд. Гиду нельзя донимать клиентов поучениями, пользуясь своим положением лидера группы и неопытностью туристов.

Просьбы туристов, особенно туристов-женщин не являются причудами и капризами изнеженных людей (например, просьба о небольшом количестве горячей воды утром). Они вполне естественны и гиду следует относиться к ним с большим вниманием.

Среди туристов бывают люди, активно интересующиеся культурой и историей региона, куда они приехали. Гиду стоит заранее подготовиться к возможным вопросам по краеведению. Молчание в ответ на вопросы часто воспринимается как проявление неуважения и нежелания работать, поэтому, если гид не знает ответ на заданный вопрос, лучше открыто признаться в этом и дать обещание, что, если клиент захочет, то после возвращения с тура гид соберет дополнительную информацию по интересующему туриста вопросу. Часто во время путешествия туристы хотят ближе познакомиться с обычаями местных жителей, потрогать руками традиционные изделия, предметы труда и быта, посетить деревенские дома, пообщаться с местными интересными людьми и так далее. Если у гида есть такая возможность, то ее следует всегда использовать. Гостеприимство и радушие местного населения всегда оставляют положительные впечатления у туристов, они приедут вновь и, следовательно, обеспечат гида и аборигенное сообщество работой в будущем.

Из любых плохих ситуаций всегда бывают хорошие выходы
Туризм в дикую природу всегда сопряжен с некоторыми рисками и возможными непредвиденными ситуациями. Любая, даже хорошо спланированная программа может столкнуться с рядом проблем: поломка автотранспорта в дороге, отсутствие горячей воды в гостинице, плохие погодные условия на переправе, гостиница в самый последний момент отменила все бронировки и туристам негде ночевать, кто-то из туристов забыл свои вещи и лекарства на предыдущей ночевке. В случае возникновения таких проблем следует рассмотреть все возможные варианты их решения. Ни в коем случае нельзя сосредотачиваться на мрачных последствиях ситуации. Больше юмора и энергии. Во время кризиса требуются небольшие практичные решения, а не депрессия и тоска. Например, если неожиданно закончился запас бензина для моторной лодки, то следует узнать, есть ли он у местных охотников и рыбаков, а не в ужасе думать, что тур сорвался и переправа на другую сторону реки невозможна. Любые позитивные предложения или помощь туристов приветствуются: например, найти в ближайшем населенном пункте дополнительный транспорт, обзвонить все гостиницы, обсудить все варианты ночлега на переправе и так далее. Главное, чтобы у туристов всегда создавалось впечатление, что гид контролирует ситуацию и активно занимается ей. Это позволит избежать лишней нервозности у клиентов, добавит уверенности гиду и позволит обернуть ситуацию себе на пользу, представив ее в будущем как забавное приключение, а не серьезное ЧП.

Часто случается, что проблемы возникают из-за недопонимания: туристы невнимательно читают программу и ожидают большего, чем там прописано. В этом случае следует внимательно выслушать претензии туристов и постараться разумно убедить их следовать программе. Если туристы хотят изменить программу и готовы понести дополнительные расходы, то программу можно изменить, если это устраивает всех участников группы. Если не все участники группы желают изменения программы, то программу менять не следует.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.