Два случая из практики

Как-то раз шел я с группой испанцев к Белухе – белоснежной вершине Алтайских гор. Было это в середине июня. Горный Алтай только просыпался от долгой зимы и первые туристы, как ласточки к теплу, летели на встречу приключениям и активному отдыху. Меня отправили в Усть-Коксинский район переводчиком и вторым гидом. Тур наш в итоге сложился удачно. Поднялись мы к далекому Аккемскому озеру, заворожено осмотрели издалека отвесные ледники и острые пики гор и, следуя древнему ритуалу, сфотографировали на память Аккемскую стену рано утром на фоне чистой озерной глади. Но все это случилось позже, после нескольких напряженных дней похода вдоль реки Аккем. История началась в поселке Тюнгур, куда с моей напарницей Олей привезли мы испанских туристов из Барнаула. Разместилась наша группа на берегу Катуни в палатках.

Утром приехал в наш лагерь на советской, потрепанной Волге конюх, круглолицый, с лукавым прищуром глаз. Развернулся перед палатками и говорит мне: «Где, мол, здесь испанцы, у меня к ним дело». Я слегка опешил, но через минуту выяснил, что должен был он на лошадях перевозить личные вещи туристов и наши продукты. Конюха этого я видел первый раз в жизни, и лицо мне его сразу показалось каким-то сомнительным и хитрым. Честно говоря, я ожидал, что он приедет при полном параде на коне и приведет с собой на поводу вереницу лошадей, чтобы мы их сразу нагрузили и вышли на маршрут. Не тут-то было. Он открыл багажник и деловым жестом пригласил нас сдать пожитки и снаряжение. Я заколебался – все это напоминало мне какую-то аферу. Потом подумал, что раз это бизнес и лошади указаны в программе, то он должен знать, что делает, и надо принимать его правила игры. Сказал я туристам, что нужно все вещи в машину погрузить, а конюх сам их упакует и догонит нас по дороге на перевал. Туристы посмотрели на меня с откровенным сомнением, но деваться им было некуда – ведь монастырь, т.е. горы, был мой, а со своим уставом и понятиями в первый день они выступить не рискнули.

У себя в рюкзаке оставил я большую часть своих личных вещей – на всякий случай по старому походному правилу: «Все свое ношу с собой». Первые два километра тропа шла по проселочной дороге через поля. Испанцы бодро шагали впереди с маленькими рюкзачками. Вокруг была красота: на лугах цвели яркие оранжевые огневки, воздух был чистый и сладкий, а солнце ласково припекало лицо и грело тело. Потом начался плавный подъем, и перевал Кузуяк дался мне с трудом. Не люблю я тягучие перевалы, когда самой верхней точки не видно и приходится петлять по дороге вверх, а вокруг одинаковые сосны и пыль под ногами или грязь. Солнце печет, воды нет, и чувствуешь себя белкой в колесе, которая стоит на одно месте в полной уверенности, что она бежит вперед. Ноги я переставлял с трудом и был очень рад, когда дорога пошла вниз в долину реки Аккем.

Встали мы на ночевку у ручья на поляне под березами. Разжег я костер, поставил на огонь канн с водой, а конюха с припасами все нет. Испанцы ерзали на месте, нервно курили самокрутки из пахучего табака и на их лицах стали проступать первые признаки явного беспокойства. Правда люди они были интеллигентные и в Санта Клауса еще верили, поэтому теплилась у них надежда, что из-за поворота, вдруг, покажется первая лошадь и принесет истории голливудский финал. Между тем вечерело, мы по второму разу выпили пустого чая и спели несколько испанских песен. Все потянулись ближе к огню, и я чувствовал, как в воздухе накаляются затаенные страсти. Чуть только последний луч солнца погасил уголек надежды, как испанские женщины взорвались, и требовательные вопросы посыпались на меня как из рога изобилия. Наш разговор походил на средневековую дуэль на шпагах. Я отбивал колкие замечания общими фразами о сложности алтайских гор, и хитрил, уклоняясь от прямых вопросов-выпадов. Что могло случиться с конюхом и всей нашей поклажей, я не знал. Испанки в горячности схватки утратили бдительность и предложили вернуться назад в Тюнгур. Я сразу перехватил инициативу и грозно заметил, что в этом случае тур будет точно сорван. Они примолкли и задумались – делать несколько лишних переходов никому не хотелось. Кто-то опять закурил – казалось, что их нервные мысли воплощались в причудливые фигуры дыма и мешались с острым запахом табака. Развивая комбинацию, я предложил лучше побеспокоиться сейчас о ночевке и дать конюху время до утра, чем ломать голову над непонятным происшествием.

Близилась полночью. В непроглядной темноте я попросил Олю сходить назад по тропе и посмотреть там нашего конюха, а сам решил поискать в окрестностях избушки, где можно было бы спокойно переночевать. Было холодно, и спать без крыши над головой мне не хотелось. Мы молча встали и растворились в ночи. Через полчаса я сообразил, что из-за нашего тихого исчезновения в лагере началась настоящая паника. Представьте себе только на минуту мысли испанцев. В аэропорту их встретили непонятные люди и привезли в Тюнгур. Потом пришел какой-то бандит, представился конюхом и увез на машине все их вещи. Затем два гида завели группу в алтайские горы и незаметно скрылись ночью, оставив туристов одних без вещей и проводников. Наверное, в незнакомой стране, где-то в глухих дебрях я бы тоже поддался приступу отчаяния. В лагере нас ждали настоящие разборки с битьем посуды и несправедливыми упреками. Кричали только женщины. Мужчины напряженно молчали, но чувствовалось, что они воспринимают происходящее больше как приключение, а не чрезвычайную ситуацию. По-английски мужчины не говорили, поэтому мы оказались в полной власти их истеричных жен. В эту минуту я понял, что от бесконечных слов надо переходить к делу. У меня в рюкзаке было два туристических коврика. Оля достала еще один. Я срубил ножом несколько веток и вбил их в землю рядом с костром. Испанские мужчины сразу уловили мою идею и достали из своих рюкзаков скотч и несколько покрывал из тонкой фольги. Скоро у нас было своеобразное укрытие с теплой подачей воздуха от костра и широким ложем, на котором разместились рядком все испанцы. Из своего спальника я сделал одеяло, и его хватило почти на всех. Мы с Олей расстелили на земле свои рюкзаки и укрылись вторым спальником. Через пять минут у испанцев раздался первый храп и группа успокоилась. Конюх пришел в три часа ночи. Его конь убежал с перевала, и он долго ловил его и переупаковывал лошадей. Вещи были в полной сохранности и, когда испанцы проснулись утром, их уже ждал первый завтрак и аккуратно уложенная горка личных сумок и пакетов у костра.

Все тревоги дня вчерашнего дня растаяли, как утренняя дымка, и мы двинулись вверх по реке Аккем к ее истоку. День был солнечный, но в тени деревьев таилась ночная прохлада и идти было приятно. Конюха с вещами мы от себя больше не отпускали и постоянно следили, чтобы был он в пределах видимости. Тропа шла через редкий лес и прыгала по камням и бревнам через стремительные горные ручьи. Я радовался природе, иногда пел песни и чувствовал, как мое тело обретает силу, а движения становятся все более четкими и уверенными. После сидячей работы зимой вкус свободы и леса кружил мне голову и иногда толкал на необдуманные поступки. Временами тропа спускалась к Аккему. Его молочные воды бешено рвались из тесных берегов и угрожающе шумели. Мощь и сила потока произвела впечатление даже на испанцев. Казалось, что река может легко затянуть и закрутить человека, стоит только опустить в воду руку. Аккем питали ледники Белухи, и во второй половине дня воды в нем стало больше и она приобрела легкий кремовый оттенок.

Все было прекрасно, пока вечером мы не обнаружили, что троих из нас укусили алтайские клещи: меня и двух испанцев. Клещей я аккуратно извлек из тела специальным приспособлением, но в воздухе замаячил тревожный вопрос о профилактике энцефалита. Заволновались испанцы и опять их женщины стали причитать и возмущаться – были они эмоциональные и горячие, и до сих пор не понимаю я, как такой наплыв чувств мужья их терпели. Стали ко мне приступать с расспросами, а у меня самого на душе тоскливо и беспокойно. Что я им мог ответить? Да, опасно. Был у меня с собой всего один пузырек с лекарством для личного пользования – на троих явно не хватит. Разделил я таблетки поровну и решил положиться на судьбу – вдруг, повезет и болезнь нас не заденет. Правда, заскребло у меня на душе в палатке ночью, загрустил я и стал меня одолевать бес эгоизма. Тихо так и вкрадчиво зашептал мне на ухо, что с какой это стати я должен жертвовать собой ради каких-то там туристов — их много, а здоровье у меня одно. Почти одолел меня бес, как, вдруг, говорит мне Оля, что у нее еще один пузырек с лекарством есть. Только поделится она лично со мной. Успокоился я, а через два дня и забыл об этом вовсе. Никто из нас не заболел.

Время в походе летело стремительно, и было у нас еще несколько забавных происшествий и серьезных приключений. Но врезались в мою память только эти два случая, как пример некоторого головотяпства и мелочей, которые могут очень быстро перерасти в угрожающую ситуацию. После кольцевого маршрута Аккем – Кучерла, когда мы вернулись в Тюнгур, признались мне испанцы, что поход вокруг Аннапурны в Непале дался им намного легче. До сих пор не знаю, гордиться ли мне Алтайскими горами, которые не для «слабаков», или плакать от особенностей нашего туризма…