Непал 2002. Часть 3.

Дневники хабаровского путешественника Сергея Иванова

1 марта 2002 г., пятница
Первый день весны – и мы, на самом деле, попали из лета в весну. Утром тропа уже подмерзла, и идти было легко. Но часам к десяти снег начал таять, так что в некоторых местах пришлось шлепать по грязи. Шли бодренько, не останавливаясь на обед. Сделали два небольших привала по 10-15 минут, чтобы позагорать в затишке (один раз – на берегу реки, другой – на крохотной лесной полянке). Если вчера снежные пятна были глубиной по щиколотку, то сегодня высота снега достигала уже полуметра и более. Но идти было нетрудно, т. к. тропу хорошо набили, до состояния льда. Вместе с привалами переход занял примерно пять часов. К часу дня пришли в пункт назначения – селение Нижний Писанг (Lower Pisang). Устроились в гостинице “Maya Hotel”. Сразу же заказали обед, я съел тибетские пельмени-момо с овощной начинкой. После обеда СВ решил вздремнуть, а я отправился на экскурсию в Верхний Писанг, расположенный на расстоянии около 300 м вверх по склону сопки. Уже с полпути до этого поселка открылась во всей красе гора Аннапурна-2 (около 8 тыс. м) с ее отвесными скалами и сияющими на солнце ледниками. Верхний Писанг сильно отличается от Нижнего: дома простые, из обтесанных камней, почти над каждым домом развеваются на длинных шестах разноцветные буддистские флаги. Несмотря на свой захолустный вид, поселок располагал по крайней мере двумя маленькими гостиницами, и я получил предложение от хозяев остановиться в одной из них. С удовольствием бы это сделал, если бы мы уже не «прописались» в Нижнем Писанге. Поселок по внешнему виду напоминал деревушку, к которой я поднимался позавчера. Выше по склону над поселком располагались две «гомпы» (буддистских монастыря), одна из них – новая, на стадии строительства. Спустившись вниз, к реке, не стал переходить по мосту в Нижний Писанг, а прогулялся по тропке вдоль реки с целью посмотреть птиц. Видел крапивника и каких-то вьюрков. Вернувшись назад к мосту, снова решил подняться до Верхнего Писанга, чтобы попробовать какой-нибудь местной еды. В том «отеле», куда меня приглашали во время первого визита, я обнаружил пару треккеров, сидящих возле железной печки на первом этаже. Они поселились в этой гостинице и пили чай. Из разговора выяснилось, что они со знаменитого острова Ибица в Средиземном море (Испания), живут там уже 20 лет. Возле печки сидел также парень из Канады. У него был надувной глобус, и мы показали друг другу и местным жителям, откуда кто приехал. Канадец приготовил на печке в железной кружке смесь из парафина и растительного масла для пропитки ботинок от промокания, и я воспользовался его предложением обработать свои ботинки тоже. В этом «мини-ресторане» было трое местных ребятишек, и я разыграл среди них по жребию авторучку. Выиграла старшая, девчонка лет 12. Она же оказалась и главным «шеф-поваром». Кто-то заказал чесночный суп, а я попросил приготовить местные пончики. Правда, повариха по-английски не поняла и вместо пончиков испекла толстые блины, но отказываться уже не стал. Съев с чаем один блин и оставив хозяевам 100 рупий, спустился в Нижний Писанг.

2 марта 2002 г., суббота
Ночью выпал небольшой снежок (1-2 см), но погода стояла теплая, около нуля градусов. Дневной переход составил всего часа четыре, включая небольшую остановку в селении Хонгде: выпили там по стаканчику чая и съели по шоколадному батончику. В Хонгде имеется небольшой аэропорт, принимающий по 1-2 самолета в день, но сегодня он был закрыт из-за снега на взлетно-посадочной полосе. Во время перехода снегопада не было, временами сквозь полупрозрачные тучки проглядывало солнце. Я даже разделся до шортов и футболки, но вскоре снова был вынужден надеть свитер из-за холодного пронизывающего ветра. Спусков и подъемов было немного, шли в основном по пологой долине Марсьянди среди низкорослых сосен и можжевельников. Видел несколько интересных новых для себя видов птиц, в том числе стенолаза. Вскоре после полудня достигли селения Мананг на высоте около 3600 м над уровнем моря. Остановились в довольно уютной гостинице с просторной комнатой и даже со «своим» туалетом/душем. Вода в душе была теплая, и я сразу же постирал кое-что из одежды. Хотели пообедать в ресторане при гостинице чем-нибудь мясным, но мясных блюд не оказалось. Поэтому мы прошлись по поселку в поисках другого ресторана, где есть мясо. Зашли по пути в несколько лавочек, я купил себе на память шерстяную вязаную лапочку со смешными «косичками» на ушах. Поиски ресторана завели нас в гости к местному буддистскому священнику. Мы шли по улице, где вроде бы должно находить кафе (видели соответствующий указатель) и спросили по-английски у одного мужика, стоящего на террасе дома: где тут кафе? Из его ответа мы поняли, что данное заведение находится именно в этом доме. Мы спросили: «Як мит?» (есть ли мясо яка?). Он ответил: «Як мит!». Так что мы решили здесь и пообедать. Для того, чтобы подняться к хозяину заведения на второй этаж, нужно было пройти через первый этаж, где размещался хлев и стояли две лошадки. Поднявшись, обнаружили, что никаким кафе здесь и не пахнет, а крошечная комнатка, в которой нас поджидал хозяин, является буддистской молельной, судя по расписанным письменами флажкам и прочим религиозным атрибутам. Мы уже знали, что в таких местах посетителям полагается делать «взносы», и я положил в специальную жестяную баночку 20 рупий. Взамен монах насыпал в наши ладони по щепотке неизвестного коричневого порошка и показал знаками, что мы должны его съесть. Вкус у порошка оказался довольно противным, и, закрыв за собой дверь с наружной стороны, мы дружно выплюнули остатки. В конце концов мы добились успеха и нашли ресторан, где подают мясо яка. Правда, мяса там на текущий момент тоже не было, пришлось посылать куда-то гонца. Заказали себе по ячьему стейку. В ресторане кроме нас никого не было, только по полу между столиками прыгал большой белый кролик. Примерно через полчаса ожидания мы получили то, что хотели – по куску жареного мяса. Оно было вкусным, но очень жестким. Наелись так, что потом не стали ужинать в своей гостинице, попив там лишь чаю с лимоном.

3 марта 2002 г., вторник
День акклиматизации в Мананге. Снег шел с перерывами всю ночь и закончился лишь к 9 часам утра. Но часам к десяти распогодилось, и мы с СВ сделали вылазку на пару часов по окрестностям поселка. Перешли по мосту на другой берег реки Марсьянди и по свежему снегу поднялись на гребень, за которым было ледниковое озеро. Ледниковое – потому что сверху, с отрогов горы Гангапурна, к нему спускался большой ледник. Озеро было еще подо льдом, но на дальнем берегу, где с крутого обрыва постоянно падали камни, образовалась полоса открытой воды, и там то и дело поднимались фонтанчики брызг. Спустившись вниз, к озеру, позагорали в затишье минут 15, посидев на лавочке возле закрытого на замок кафе. Пока сидели, сверху, по леднику, скатилась с грохотом небольшая лавина. Нагуляв аппетит, к часу дня вернулись в гостиницу и заказали в ресторане по стейку из мяса яка (вчера вечером местные работники «подсуетились» и нашли-таки ячатину по нашему заказу). Наевшись, остаток дня отдыхали, никуда больше не ходили, не считая короткой прогулки в магазин (СВ купил себе ветрозащитные штаны для высокогорного перевала, а я за 250 рупий приобрел непромокаемые гетры, чтобы не набиралось сверху снега в ботинки). Вместо ужина съели по булочке с чаем. Вечером всех желающих пригласили на просмотр видеофильма «Семь лет в Тибете» (на английском языке). Желающих набралось с десяток человек, включая нас с СВ и Дипаком. После видика выпили в ресторане по чашечке чая с лимонным соком и легли спать.

4 марта 2002 г., понедельник
Позавтракав в 7:30, в начале девятого утра покинули Мананг. Хотя переход был и недолгим, всего четыре с небольшим часа, но высота уже давала о себе знать, и подъемы давались с большим трудом. Приходилось часто останавливаться и отдыхать, опираясь на палку. Впервые видели пасущихся на склонах яков и видели вдалеке еще одну лавину. Новые виды птиц: кеклики и какие-то голуби. Вскоре после полудня мы достигли из последних сил деревни Як Харка (4100 м над уровнем моря), состоящей всего из нескольких домов (в основном, гостиниц), где и остановились до завтра. Несмотря на холодный ветерок и обилие снега вокруг, солнышко заметно припекало. Я даже умудрился немного позагорать, устроившись на своем туристическом матрасике. Вечером лицо и тыльная сторона ладоней горели от избытка ультрафиолета. Мы заселились в гостиницу первыми, но не последними. После нас подошла пара из Германии (новые лица), одиночная путешественница (тоже вроде бы из Германии, раньше ее не встречали), смешанная пара американец/непалка (познакомился с ними пару дней назад в Верхнем Писанге) и две канадки (наши постоянные соседки по гостиницам с самого первого дня треккинга). За ужином вся компания собралась в ресторане вокруг стола, под которым был установлен керосиновый обогреватель, так что было довольно тепло и уютно. Трепались о том о сем, я показал несколько карточных фокусов. Усталость и высота брали свое: глаза слипались, и мы уже часов в девять вечера завалились спать.