Море и город

Наверное, у жителей гор страх морской стихии заложен с детства. Я стоял на скалистом берегу Херсонеса и смотрел, как волны неторопливо лижут острые камни внизу. Когда-то греческий город занимал большую часть полуострова и раскинулся на значительное расстояние. Удобная гавань, климат, схожий с родной Элладой, и прямой путь в Византий — Константинополь по морю крепко связывали провинцию с метрополией. Новости из столицы долетали до Херсонеса меньше, чем за неделю. Для древнего мира это был небольшой срок. Теперь бурьян и земля скрыли городские кварталы, статуи героев и знатных жителей, стоявшие когда-то вдоль улиц, канули в ничто и только глубокие ямы для рыбы и кладка водопровода чуть-чуть намекают нам на предприимчивость горожан и размах хозяйственной деятельности и торговли. Неизменным осталось только море и оно, как и прежде во времена скифов и греческих колонистов, вызывает у пришельцев с больших равнин и высоких гор священный трепет.


В жизни города море играло важную роль. Пограничная стихия, переменчивая в разные времена года, она будоражила мысль, волновала чувства и говорила о вечности. Глубокое море всегда остается чистым и синим. Волны не поднимают со дна песок, и вода приобретает удивительный оттенок, как складки благородной ткани, окрашенной лазурью. Скалы и изрезанные водой бухты отгоняют мысли о шумном, пляжном отдыхе и из большого бассейна возвращают морю первоначальный смысл безграничной стихии. Стоит только оттолкнуться от берега и морская вода стирает бег времени — среди легких волн и солнца нет прошлого и будущего.


Вдоль моря прогуливались свободные граждане Херсонеса, на его берегах искали уединения и строили планы. Мы не можем себе представить, как выглядел древний город. Остовы зданий похожи только на скелеты, из которых улетучились все краски жизни. Так, наверное, в послевоенный период среди разрушенных после бомбежек городов трудно было увидеть изначальную красоту и великолепие улиц, площадей и скверов. Каменная кладка не скажет нам о высоте и мозаике храмов, и мы невольно станем принижать умения и навыки древних мастеров. Увы, таково свойство памяти – недооценивать прошлое и сводить все на технический прогресс. Последний к самой жизни имеет малое отношение — самолеты или глянцевые цифровые камеры в руках не делают людей умнее, хотя мы и уверены в обратном.


Экспонаты музея, даже если сильно напрягать воображение, также не прольют свет на повседневную жизнь в Херсонесе. Украшения утратили свой блеск, а от посуды остались одни осколки и черепки. Десять тысяч жителей, десятки храмов и свой архиепископ ушли в небытие. Севастополь своими панельными домами скрыл от нас виллы богатых жителей города, мощенные булыжником дороги, сады, поля и огороды, которые когда-то лежали за крепостными стенами. Древний пейзаж был не менее окультурен, чем современный город, но для нас древний Херсонес – только тот маленький пятачок, который сумели откопать археологи. Наша мысль накрепко связана с высокими зданиями. Святая София и храм святой Ирины в Стамбуле придают Византийской империи масштабность. Высота как рвущаяся в небо мысль, как избыток чувств, летящий к куполу собора, завораживает и заставляет нас видеть прошлое. Плоский фундамент и необработанный камень дают волю нашим домыслам и повседневному воображению, которое не в состоянии подняться над настоящим и заглянуть в глубину веков. В Херсонесе море плавно перетекает в город, камни домов почти неотличимы от скал и в этой размытости пейзажа острота переживаний и чувств, которые делали из древних жителей граждан полиса, уже канула в лету, и им на смену пришел культурный отдых.

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Молодец, Диночка!
Окунулась с головой в атмосферу древности. Интересно. Хороший стиль, слог и фотографии! Л.И.
avatar

larisa

  • 16 августа 2010, 17:38
+
+1
Супер! Буквально сегодня вернулся из Крыма (западный берег), но до любимого города на этот раз добраться так и не удалось. Зато открыл для себя древнее городище Беляус — ровесник Херсонеса. Как и Херсонес руины Беляуса так близко оказались возле прибоя, что постепенно смываются морем. Городище расположено недалеко от озера Донузлав (мыс Тарханкут). На протяжении многих веков застраивалось и осваивалось греками, а после было захвачено скифами. В наше время — это раскопанное Греко-скифское поселение (IV век до н.э. — ІI век до н.э.). Спешите увидеть!

P.S. Денис, а ты никак то же в наших краях оказался? И как только разминулись… Нужно чаще общаться!
avatar

voleg

  • 28 августа 2010, 22:18
+
0
Был у вас в конце июня. Наверное, Олег, ты в это время находился еще в Тюмени – вот и разминулись мы. Крым просто сказка, особенно когда не жарко:)! Меня даже сейчас воспоминания тревожат о горах и морской волне. Мы никуда не торопились, много гуляли и смотрели древний город в разное время дня. Признаюсь, в этот раз меня Херсонес зацепил очень сильно, пробудил какое-то чувство связи с прошлым. Видимо, много воды утекло с той самой памятной дискуссии о Севастополе и Одессе на севастопольском форуме — человеческие мнения меняются:). Ты прав – надо чаще общаться и придумать что-нибудь совместное. Я бы с радостью с тобой по Крыму попутешествовал! Предлагай варианты!
avatar

Traveller

  • 31 августа 2010, 01:55
+
0
Отпуск на этот год уже распланирован :( Оставшиеся 2 нед. проведу в Бангкоке и на Пхукете. Возможно в следующем году что-то получится, если не в Крыму то на Алтае к примеру… ;)
avatar

voleg

  • 31 августа 2010, 14:24
+
+1
Походили. посмотрели. Кровь и война. Красивое место, удачное для города — как обычно у древних. Но видимо стратегически слишком хорошее. Стены — не бутафорские, настоящие. Похоже набеги были вполне реальной опасностью.
А что там было в июле 1942?
Осталось ощущение большого горя, которое тенью висит над этим красивейшим местом.
Херсонес надо посетить — он многое затрагивает в душе. Не сказал бы, что хочется туда вернуться.
avatar

Andropups

  • 17 ноября 2010, 13:33
+
0
Меня Херсонес зацепил после нескольких, неторопливых прогулок вечером, когда тени придавали всем развалинам ощутимый объем и солнце только приятно грело, а не плавило голову и камни :). Мы долго сидели на камнях у моря, я купался в удивительной воде, которая, наверное, смывает темную память о прошлом. Было только чувство вечности и тишины. Признаюсь, мне даже хочется под старость перебраться в Крым, поближе к Севастополю и морю:).
avatar

Traveller

  • 17 ноября 2010, 18:56
+
0
12, 13 батареи Черноморского Флота
«Историческая справка: батарея строилась с 1890 по 1895 год, под номерами i12, i13. Вооружение батареи состовляло 8 орудий калибра 280мм., 4х57мм., 16х229мм.
В 50-х годах на стыке батарей на основе тоннельного погреба боезапасов (постройка 1895г.) был построен КП Береговой обороны Главной базы ЧФ.

Общая протяженность батареи порядка 800-1000 метров, располагается вдоль всего побережья от „Солнечного“ пляжа до центрально входа в Херсонесский музей-заповедник.
Ранее вся территория принадлежала военным, но где то в марте ее центральную часть покинули связисты. Правая часть батарей на текущий момент принадлежит пограничникам, левая — какому то флотскому подразделению. Брошенная центральная часть, которую мы и будем описывать, еще (думаю что ненадолго) практически не разграблена — на местах бронированные двери, паркет во внутренних казематах КП, вентиляционное оборудование, деревянные двери и консоли от аппаратуры, наружи еще стоят мачты связи.
КП батареи представляет из себя четырехуровневое сооружение, имеет входы в верхней части батареи и в нижней части горы. Пройдя через центральный вход попадаем в зал, откуда можно подняться на верхний уровень, где расположено несколько комнат, по другой лестнице, которая расположена прямо у входа, можно подняться в другие верхние комнаты, но охотники за цветным металлом прямо под этим подъемом обжигали изоляцию с кабеля, т.ч. теперь все эти помещения покрыты слоем сажи, которая местами превратилась в чудовищную паутину. Из зала так же ведет лестница вниз, пройдя по лестнице попадаете в прямоугольное помещение, в дальней части которого спуск вниз по винтовому трапу (с бодуна лучше не ходить — от длительного однообразного спуска и у трезвого человека голова начинает кружиться). После спуска Вы окажетесь в самом КП, который совсем недавно использовался вояками для размещения аппаратуры связи, штаба и шифровальных комнат. На данном уровне казематы представляют из себя два коридора пересекающихся под прямым углом, воль коридоров тянется целая сеть помещений, в большей части которых остатки аппаратуры, металлические стойки и прочий хлам, везде под ногами вьется бумажная лента от шифровальных телетайпов. Мы нашли две брошенные шифровальны машинки, очень хотелось забрать ссобой на память, но уж больно тяжела советская криптографическая техника. Во многих комнатах на полу паркет. В комнатах дальнего коридора в помещениях расположены системы воздухоочистки и фильтрации, а так же другие системы обеспечения батареи. В левой части этого каземата расположен выход в нижнюю часть горы, за первой бронированной дверью в тамбуре выхода помещение в котором установлен отопительный котел, который ранее обогревал весь КП батареи.
Справа и слева от КП имеются входы в другие подземные сооружения — там расположены электрогенераторное и гидравлическое оборудовани, которое сейчас разрезается на части и вывозится мародерами, стоят емкости с топливом и водой.
К сожалению правую часть батареи Вы не сможете осмотреть даже снаружи — она „отрезана“ бетонным забором в/части пограничников, левая отлично просматривается через импровизированный забор украинских вояк.
Вдоль всей территории батареи в земле много различных люков и приземистых бетонных сооружений уходящих вниз, но все они или затоплены, или завалены мусором, думаю, что ничего интересного под собой не скрывают — просто коммуникации.»
© www.sevdig.sevastopol.ws

Был там 2003 году, когда еще батареи только покинул ВМФ России. Мородеры даже не успели все бронированные двери срезать :) Если интересно, могу в добавление к Севдигу свои фотки выложить.
Позже там срезали лестницу на нижний уровень… Была печальная история с рагическим финалом…
avatar

voleg

  • 24 ноября 2010, 11:59

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.