Каньон реки Студеная

Приключения настигают нас тогда, когда их меньше всего ждешь. Все лето мы с другом обсуждали возможный выезд на каньон реки Студеная, которая протекает в окружении вулканов восточной группы. Но путешествие откладывалось и, казалось, что в этом сезоне мы так и останемся со своими невоплощенными мечтами. Но в середине сентября, когда на высокогорных плато вокруг вулкана Толбачик по ночам уже царит холод, неожиданно возникла оказия и мы, не задумываясь, загрузили продукты и снаряжение в машину и поехали.

Лето этого года выдалось очень сухое. Такая же была и осень. Нас предупреждали, что от места, известного как «Дом на Копыте», в сторону каньона идет колея, но на ней много болот и проехать практически не возможно. Мы вняли этому предупреждению и хотели остановиться в домике на ночь. Но дом оказался занят. Время было обеденное, и мы решили, что проедем немного вперед и сделаем разведку дороги. Дорога тянулась от домика вверх и выскочила на открытое плато, с которого открывался красивый вид на несколько вулканов. Сама колея не скрывала никаких опасностей. Заболоченные места высохли, и мы тихо скользили вперед, поглощая километры дороги. Каждый из нас понимал, что каждый километр вперед на машине до каньона – это минус два километра пешком.

Приблизительно через час такой езды мы увидели на краю высокого обрыва, резко уходящего вниз в долину реки Студеная, несколько автомобилей. Это был лагерь автотуристов. Я предложил поинтересоваться у них тропой до каньона. Мы были в этом районе первый раз и пользовались только точками на навигаторах. Само место был открытое и удобное для лагеря. На мгновение я подумал, что было бы неплохо заночевать здесь, тем более туристы собрали свои вещи и палатки и собирались уезжать. Но дул сильный холодный ветер и я понял, что ночью на таком обрыве будет совсем не уютно. На наш вопрос о тропе до каньона последовал очень размытый ответ. Выяснилось, что ехать дальше бессмысленно, а до тропы надо спускаться вниз. Мы вежливо выслушали все комментарии и поехали дальше – это была типичная туристическая группа и гид, или не хотел говорить правду, опасаясь претензий туристов, или знал только этот маршрут. Нам удалось пробиться на три километра дальше в сторону каньона, пока колея не оборвалась в русле пересохшей реки. Пересечь ее и подняться на противоположный берег у машины не было никаких шансов.

Высохшая река как ножом разрезала просторное плато, продуваемое резким ветром. Мы спрятали палатку от ветра на краю русла за высоким берегом. Палатку пришлось ставить прямо на песок, но место было удобное с отличным видом на вулканы. Вулканы дымили. Они казались совсем близко. Я отчетливо видел подъем на потухший вулкан Камень и заход на перевал Богдановича. Казалось, протяни руки или иди быстрым шагом и через час будешь на месте, но это была иллюзия расстояния. Высота Ключевской сопки совсем не ощущалась, а вулкан Толбачик просто стоял рядом, хотя я знал, как далека его вершина над нами.

Когда дымит один вулкан – это вполне понятно и предсказуемо. Когда дымят два вулкана – это уже вызывает легкую тревогу и ожидание гула и дрожи земли. Это первые вестник настоящего извержения. Когда все вулканы вокруг или дымят, или над ними так заплетаются облака, что начинаешь принимать их за дым из кратера, то создается ощущение, что находишься на иной планете. Шлейф дыма был просто огромный, невзирая на размеры и дистанцию. Ключевская сопка и Безымянный активно курились и это было удивительно и в обычной жизни неповторимо.

Утро выдалось морозное, но безветренное. Идти от нашей стоянки до каньона было приятно и легко. Открытая осенняя тундра радовала глаза и понижалась к реке Студеная очень плавно. Вокруг сквозь осенний покров равнин пробивались каменные изваяния от старых лавовых потоков. Они застыли в причудливых фигурах, и воображение вписывало их в силуэты животных или иных фантастических существ. Пригревало солнце, на синем небе текли легкие облака, и настроение в такт им играло всеми красками положительных эмоций.


До русла Студеной мы добрались чуть больше, чем за час. Потом определились с направлением и, слегка поплутав, вышли к истоку каньона. Сам каньон с поверхности просматривается плохо. Он был похож на огромную выпечку, по центру которой проходит выемка, заполненная сладкой начинкой. Только подойдя вплотную и заглянув в эту выемку, понимаешь, что с начинкой тебя обманули и это самый настоящий провал в бездну.

Чтобы попасть в сам каньон, нам пришлось обойти нагромождение светлых базальтовых пород и по отвесному склону спуститься вниз к ручью, где вода вырывается из узкой расщелины на простор долины. Вход напоминал затененные врата, ведущие в таинственную пещеру. Мы сделали несколько смелых шагов, и попали в настоящее кино. Каньоны с отвесными стенами – одни из самых любимых декораций у режиссеров. И не важно, снимают ли здесь вестерн о ковбоях и индейцах, или сагу о звездных войнах, или приключения Индианы Джонса, каньоны всегда оставляют после себя послевкусие восторга и загадки.



В коротком каньоне мы провели почти час, гуляя по песчаному дну и заглядываясь на крупные круглые валуны, местами запечатывающие просвет к небу. Стояла сухая погода и воды внутри не было. Отзывы туристов говорят, что летом каньон можно осмотреть только сверху. Ревущий поток мутно белой воды, особенно во второй половине дня, не позволяет войти внутрь. Нам повезло. Дорога назад до стоянки прошла без приключений и вскоре мы уже ехали в Эссо.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.